Консервативное немецкое трио, которое может править Европой

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Консервативное немецкое трио, которое может править Европой5 минут5 прочтенийВчераВчераОглавление

Показать ещёВероятное следующее трио лидеров ЕС полагает, что им удастся удержать Европу от сползания вправо — но это будет не так-то просто.Консервативное немецкое трио, которое может править ЕвропойТри немецких лидера [Фотоиллюстрация Эстер Сниппе для Euractiv. Фото предоставлено: Getty Images, Shutterstock и EPA]Три немецких лидера [Фотоиллюстрация Эстер Сниппе для Euractiv. Фото предоставлено: Getty Images, Shutterstock и EPA]

Чтобы заглянуть в будущее Европы, обратите внимание на выездное заседание правоцентристской Европейской народной партии (ЕНП) в Берлине.

Фридрих Мерц, вероятный следующий канцлер Германии, собрал всю консервативную партийную семью Европы, чтобы вооружить свои войска для предстоящей битвы. Девять национальных лидеров, президент Европейской комиссии и глава самой влиятельной группы Европарламента — ЕНП — прислушались к призыву.

Ставки высоки: если христианские демократы Мерца (ХДС/ХСС) победят на выборах в Германии в феврале, успех его кабинета будет зависеть от его способности подчинить ЕС своей воле.

К счастью для него, на его стороне два соотечественника и однопартийца, которые будут контролировать трифекту ЕС — Еврокомиссию, Европарламент и Европейский совет в Брюсселе.

В идеальном для ХДС сценарии Мерц будет верховодить в Совете, Урсула фон дер Ляйен (ХДС) будет приводить в порядок тех, кого партия считает фанатиками регулирования Берлаймонта, а Манфред Вебер (ХСС), парламентский лидер ЕНП, будет обеспечивать большинство.

Но многое может пойти не так.

Мерцем движет страх, что ультраправые могут прийти к власти в Германии и Европе, если христианско-демократическая тройка не сумеет укрепить конкурентоспособность и безопасность ЕС к концу своего срока в 2029 году.

К сожалению для Мерца, прогресс, скорее всего, будет медленным, а сотрудничество — утомительным, о чём свидетельствуют беседы с десятью людьми, знакомыми с этим вопросом.

«Мерц, Вебер и фон дер Ляйен достаточно опытны, чтобы преодолеть разногласия в своих личностных качествах ради дела, — сказал один из источников. — Но они также представляют интересы трех разных институтов».

Только мы трое

В одном все согласны: Мерц, который начал свою политическую карьеру в качестве депутата Европарламента в 1980-х годах, уделяет большое внимание ЕС и координации действий с такими союзниками, как Франция и Польша.

«Нам снова нужен такой человек на посту канцлера», — сказал один из источников, намекая на пассивную европейскую деятельность канцлера Олафа Шольца.

В ХДС ходят нелепые байки о привязанности Мерца к Европе, особенно о его поездке в Брюссель в октябре. Его хвалят за то, что он ориентировался в европейском квартале без Google Maps, освоил алфавитный суп из аббревиатур ЕС и старательно вёл записи при общении с законодателями от ЕНП.

У него есть причины для беспокойства. Брюссель — ключ к реализации многих пунктов его программы повышения конкурентоспособности и безопасности. Это включает в себя сокращение бюрократической волокиты, парализующей немецкий бизнес, 60 % которого связано с ЕС, и сокращение миграции. Мерц хочет изменить законодательство ЕС о предоставлении убежища и сотрудничать со странами первого ранга.

В то время как некоторые представители дружественного бизнесу ХДС считают «Зелёный курс» фон дер Ляйен в первый срок её правления корнем всех регулятивных бед, председатель Еврокомиссии Мерц и Вебер, как ни удивительно, тянут политику в одном направлении.

Постоянно улыбающемуся президенту и гримасничающему главе ХДС «сначала пришлось найти способ работать вместе», — сказал один из источников. «В отличие от Ангелы Меркель и фон дер Ляйен, которые понимали друг друга вслепую, как давние соратники», — добавил он.

Однако не стоит ожидать, что отношения Мерца и фон дер Ляйен будут такими же теплыми, поскольку, по словам источника, их трудно воспроизвести.

А вот трехсторонние отношения, в которые входит Вебер, сейчас «очень доверительные», сказал источник, знакомый с мышлением Вебера.

Соответственно, между Берлином и Брюсселем часто происходит координация политики на всех уровнях. В Берлине лидеры ЕНП должны подписать результаты совместного документа, в котором подчеркивается их приверженность демонтажу регулирования ЕС.

Бермудский треугольник?

Как это часто бывает в Брюсселе, список пожеланий Мерца, скорее всего, увязнет в бермудском треугольнике между тремя основными институтами ЕС, где законодательство имеет тенденцию терять свою первоначальную форму.

Источник сообщил моим коллегам, что амбициозную европейскую политику ХДС/ХСС будет нелегко реализовать в Брюсселе, особенно когда речь идет о сокращении бюрократических проволочек и оказании давления на Комиссию.

В Берлине опасаются, что не все из 32 000 сотрудников Комиссии получили памятку по конкурентоспособности и дерегулированию, особенно в дружественном к регуляторам DG Climate Action. Флагманское омнибусное законодательство фон дер Ляйен, призванное сократить обязательства предприятий по отчётности, считается недостаточным.

Фон дер Ляйен также должна учесть мнение социал-демократических комиссаров, которые менее заинтересованы в ужесточении миграционной политики и отказе от «зелёных» норм.

Другие партийные семьи также осложняют миссию Вебера по созданию парламентского большинства, оказывая влияние через отказ от сотрудничества и влиятельные должности докладчиков.

«Социалисты и «зеленые» не желают снижать [бюрократическое] бремя», — сказал один из источников.

Таким образом, Вебер обратился к своим правым, чтобы создать большинство в сотрудничестве с «проукраинскими, правовыми и проевропейскими» силами — и молчаливо допускает, что ещё более правые голосуют вместе с ЕНП.

Это не всем нравится, поскольку Мерц стал одним из самых евангелических учеников санитарного кордона. «ХДС/ХСС хочет проводить политику в политическом центре», — кратко сказал один из источников.

Столкновение на троих

В условиях законодательных ограничений некоторые опасаются, что Мерц сначала возьмёт в руки лом и будет обращаться к Брюсселю сверху вниз.

«Я бы понял, если бы ХДС проявил нетерпение и приехал в Брюссель с уверенностью, что ЕНП будет придерживаться его позиции», — сказал один из источников.

Недавняя история предлагает предварительный вариант.

В прошлом году, подтвердив своё участие в выборах канцлера, Мерц решительно заявил, что отправится в Брюссель, чтобы «встретиться с председателем Комиссии и предложить несколько тем, которые мы считаем важными».

Его приоритет? Das Auto. План ЕС по эффективному запрету на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания «ошибочен», сказал он.

Показательно, что фон дер Ляйен не стала дожидаться грандиозных планов Мерца, отправившись вместо этого в США и Швейцарию.

Мерц также готов использовать большинство ЕНП, состоящее из 11 национальных лидеров, в Европейском совете, чтобы усилить давление на другие институты, говорят люди, знакомые с его мыслями. В Берлине он будет стремиться сплотить ряды своих сторонников.

«Мерц, фон дер Ляйен и Вебер согласны с ним в 99,9 % случаев», — сказал один из источников. — В условиях, когда ультраправые огрызаются, эти оставшиеся 0,1% могут сыграть решающую роль в будущем Европы».

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!