Овертайм Еврокомиссии с Газпромом по польской просьбе может задеть Северный поток 2

Овертайм Еврокомиссии с Газпромом по польской просьбе может задеть Северный поток 2

— Пришло время второго антимонопольного расследования в отношении российского «Газпрома». Польша открывает новый фронт битвы против доминирования этого поставщика и проекта «Северный поток — 2» в связи с тем, что первое расследование не изменило поведения России, которые используют кризис цен на газ для манипулирования рынком, — пишут польские СМИ.

Россия использует троянских коней и политику свершившегося факта

Между экспертами продолжаются споры о том, могут ли действия российского Газпрома на газовом рынке в 2021 году быть оспорены на законных основаниях. Например, дальнейшее ограничение поставок со стороны Украины было возможно по контракту этой компании с венгерским MVM на поставки сроком на пятнадцать лет до 2036 года в объеме 4,5 млрд куб. ежегодно с маршрутом поставок по газопроводу «Турецкий поток» в Сербию и Австрию, в обход украинского маршрута. Контракт соответствует правилам, и венгры имели право его подписать. Однако это действие несовместимо с приоритетами общей энергетической политики Европейского Союза в ущерб Украине, которая является членом Энергетического сообщества. Однако найти правовое основание для оспаривания этого решения сложно именно из-за сотрудничества Будапешта, который по этой причине снова выступает в роли троянского коня Москвы.

Критики «Газпрома» утверждают, что компания использует повышение цен на газ для принудительного начала поставок по спорному газопроводу «Северный поток — 2», который требует нормативной сертификации в Германии после того, как его работа будет приведена в соответствие с правилами ЕС. Россия может захотеть убедить европейцев начать поставки до завершения процесса или с помощью временных решений. Они утверждают, что начало поставок по «Северному потоку — 2» снизит цены на газ в Европе.

Как сообщает «Коммерсант» вслед за Датским энергетическим агентством, оператор спорного газопровода «Северный поток 2» хочет начать заполнение первой нитки этого газопровода газом, поскольку, по информации этой газеты, ему удалось провести необходимую техническую сертификацию, необходимую для начала поставок. Газета предполагает, что это может быть результатом американо-германского соглашения по Северному потоку 2 в июле 2021 года. Поставки можно будет начать только после нормативной сертификации, то есть подтверждения соответствия этого проекта нормам ЕС. — Новость о наполнении газопровода газом уже немного снизила цены на газ, — утверждают авторы. Это предполагает тезис о том, что Россия хочет использовать высокие цены на газ для ускорения запуска «Северного потока 2». Возможная сертификация немецким регулирующим органом Bundesnetzagentur все еще требует одобрения Европейской комиссии. Решение по этому делу может быть обжаловано в суде. Россия использует политику свершившегося факта, но уже сейчас видно, что есть основания ставить ее под сомнение. Речь идет об участии поляков в регулирующем процессе сертификации Северного потока 2, описанном в другом месте, с которым немецкий регулирующий орган уже дал согласие.

Овертайм с Газпромом

Польское агентство печати сообщает, что Варшава ожидает, что Европейская комиссия расследует возможность того, что «Газпром» может манипулировать рынком природного газа в Европе, что приведет к повышению его цен. Тема должна обсуждаться на саммите Совета Европейского Союза.

Лидеры ЕС встретятся 20-21 октября в Брюсселе. Дипломатический источник Польского агентства печати сообщает, что тогда должна появиться тема расследования злоупотреблений «Газпрома». — Некоторые страны попросили организовать специальную дискуссию, — говорит собеседник. По оценке собеседника агентства, причиной роста цен на газ является, в том числе, Политика Газпрома по ограничению поставок газа в отдельные страны ЕС, что вызывает рост цен на газ. Он добавил, что сокращение резервирования поставок по двум основным линиям транспортировки газа из России в ЕС (через Беларусь и Польшу, а также через Украину и Словакию) сократилось примерно вдвое. — Потери при транспортировке голубого топлива значительны, хранилища газа не заполнены, что оказывает давление на дальнейшее повышение цен, — сказал дипломат.

— Источник сообщил, что не исключено, что эта тема появится на запланированном на вторник неформальном ужине лидеров ЕС, который состоится перед саммитом ЕС-Западные Балканы в Словении в среду. В нем также указывалось, что существует большая вероятность того, что выводы саммита ЕС, который состоится в конце октября, будут включать положения о газовом рынке и Газпроме, в том числе призыв к Европейской комиссии расследовать деятельность Российского гиганта, которая ведет к росту цен на газ, — говорится в пресс-релизе.

Таким образом, можно сделать вывод, что Польша требует нового антимонопольного расследования Европейской Комиссией против «Газпрома». Напомним, что предыдущее расследование недобросовестной практики на рынке Центральной и Восточной Европы было начато в сентябре 2011 года. По общему признанию, Комиссия обнаружила, что русские злоупотребили своей рыночной властью, установив несправедливые цены, разделив рынок с помощью инфраструктуры, на которую они имели влияние, и предотвратили конкуренцию. Однако наказание «Газпрома» проблему не решило. PGNiG оспаривала это в Суде Европейского Союза еще со времен команды Петра Возняка, которая обжаловала решение Комиссии как недостаточное, поскольку она достигла соглашения с Газпромом, в результате которого последний должен был отменить запрет на реэкспорт своего газа (что он уже сделал раньше), с учетом неопределенного срока цен в европейских хабах в формуле ценообразования, согласие на пересмотр цен по запросу своих клиентов и разрешение смены точек отбора газа .

-Еврокомиссия не наложила на Газпром штраф в размере до 10 процентов от оборота, несмотря на жесткое обращение с Facebook или Google, она не применяла этого в течение нескольких лет расследования, которое закончилось только в 2018 году, она достигла мирового соглашения. Он принял неадекватные предложения «Газпрома» и способствовал строительству спорного «Северного потока — 2», в то время как его деятельность вокруг этого проекта с использованием кризиса цен на газ в Европе показывает, что практика монополии продолжается. Примером этого может быть упор на временное решение в нормативной сертификации Северного потока 2. Блокируя развитие инфраструктуры, которая позволяет нам стать независимыми от российского газа, например, препятствуя созданию обратных потоков на границе с Украиной, «Северный поток — 2» может укрепить позиции «Газпрома» и поднять цены на газ в Центральной и Восточной Европе. Непрозрачность тарифов может скрыть тот факт, что Россия выбирает менее выгодные маршруты по политическим причинам, как это может быть в случае с «Северным потоком 2». Стоит отметить, что Европейская комиссия не изменила отношения Польши и России в рамках польского участка Ямальского газопровода, сославшись на межправительственные соглашения, на которые она не влияет.

Газовый кризис 2021 года похож на нефтяной кризис 20 века

-Новое антимонопольное расследование может показать, как «Газпром» использует существующую и планируемую инфраструктуру для укрепления своих позиций в Центральной и Восточной Европе. Он не предлагает нового маршрута поставок, поскольку хочет прекратить поставки через Украину. Он не дает нового газа, потому что хочет только перенаправить его с Украины на Северный поток 2. Это не дает снижения цен на газ, потому что это может даже вызвать скачки в регионе, в котором расположена Польша. Это может скрыть тот факт, что цена на «Северный поток — 2» менее конкурентоспособна, чем на поставки через Ямал или Украину, за счет особой увязки тарифов на спорном газопроводе с контрактами на поставку с потребителями, которые также являются кредиторами проекта. Также стоит напомнить, что Управление по защите конкуренции и потребителей все еще расследует нарушение «Газпромом» рыночного законодательства и может внести новые данные в возможные процедуры Комиссии. Эта процедура может дополнительно повлиять на процесс сертификации Северного потока 2, который может продлиться даже до весны или лета 2022 года, а в случае проведения антимонопольного расследования — еще дольше. Есть правовая основа для того, чтобы бросить вызов давлению «Газпрома», используя высокие цены на газ в Европе. Текущая ситуация должна побудить Европу наказать монополию и разработать альтернативу в виде других поставщиков и снизить зависимость от ископаемого топлива не только с углем, но и с газом. Газовый кризис 2021 года должен привести к изменениям, аналогичным нефтяному кризису 1970-х годов. На этот раз поляки поступили мудро против ущерба, так что пусть европейцы поступят мудро после него и отреагируют на Совет Европейского Союза в конце октября. Пришло время нового антимонопольного расследования против «Газпрома»-читаем в источниках