«Хитрый, способный на любую подлость деревенский кулак»: как лучшие друзья Высоцкий и Золотухин стали заклятыми врагами.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>«Хитрый, способный на любую подлость деревенский кулак»: как лучшие друзья Высоцкий и Золотухин стали заклятыми врагами.8 минут2351 прочтениеСегодняСегодня
Высоцкий неоднократно называл Золотухина своим другом. Однако спустя десять лет их дружба сошла на нет, и они перестали даже здороваться. В этой истории проиграл именно Золотухин. Он потерял роль Гамлета, лишился лучшего друга, а череда неудач завершилась разводом с Ниной Шацкой.
Честно говоря, читая биографию, воспоминания коллег и дневники самого Золотухина, поневоле проникаешься к нему антипатией. Многие из тех кто знал Валерия Сергеевича признавались впоследствии, что иметь такого человека рядом в качестве друга, или коллеги, то еще удовольствие.
На первый взгляд он казался открытым и искренним человеком. Он мог выпить с вами, душевно спеть песню и с кажущимся вниманием выслушать собеседника. Однако эта видимая простота и радушие были лишь маской. За ней скрывался хитрый и расчётливый человек. Когда всё шло не по его плану (а делко не все люди готовы были быть марионетками) Золотухин становился мелочным, мстительным и неприятным человеком.
Однако в итоге именно он ушел из жизни последним из всех «гениев» Таганки:
… Высоцкий уже давно ушёл из жизни, не выдержав борьбы с внутренними демонами.
….Филатов, интеллигент до мозга костей, умер от рака, заев себя рефлексиями.
….Сердце Пороховщикова не выдержало, а его молодая жена решила не жить на этом свете.
И только один лишь Валерий Золотухин сумел уяснить для себя «как надо правильно жить эту жизнь». Он пережил всех своих друзей, возглавил Театр на Таганке, сожительствовал с молоденькой дамой, на 33 года моложе его, причем будучи женатым на другой.
В итоге, как в той злой сказке, жизнь самого неприятного персонажа из всех героев сложилась счастливее всех.
***
Валерий Золотухин родился на Алтае в семье крестьян, но не простых — его отец был председателем колхоза. Поэтому семья никогда не знала нужды — грубо говоря, кусок масла и крынка сметаны всегда были на столе.
С самого детства Валерий мечтал стать актёром и в 1958 году поступил в ГИТИС на отделение музыкальной комедии. После окончания учёбы он год проработал в театре имени Моссовета. В 1964 году Золотухин пришёл в Театр на Таганке, да там и остался на всю жизнь. Вряд ли тогда он мог думать, что на закате своей жизни займёт должность директора и художественным руководителем этого театра.
В том же году, но только уже осенью, на Таганку пришёл и Владимир Высоцкий. Через несколько лет к театру присоединился Леонид Филатов. А в 1971 году порог театра переступит Александр Пороховщиков, которого из-за драки с треском выгнали с предыдущего места работы, но Любимов, оценив его талант, дал актеру второй шанс.
Филатов, Золотухин и Высоцкий 1967 г. Филатов, Золотухин и Высоцкий 1967 г.
Уже к началу 70-х годов иметь в кармане заветный билетик в Театр на Таганке считалось таким же символом престижа, как заграничные шмотки, машина или кооперативная квартира.
***
В характере Золотухина была черта, которая помогала ему сохранять душевное равновесие и поддерживать физическое здоровье при любых обстоятельствах.
Он умел мастерски оправдывать свои поступки, даже самые неблаговидные. А когда совесть не мучила, то и сон был крепким, и не было поводов для переживаний. В отличие от него, его коллеги были людьми совсем другого склада: совестливыми, мыслящими, терзаемыми внутренними демонами. Возможно, именно поэтому они и ушли так рано.
Сцена из спектакля «Гамлет».Сцена из спектакля «Гамлет».
Вот отрывок из мемуаров Валерия Золотухина, который он написал после того, как фактически украл роль Гамлета у своего друга Володи Высоцкого:
«В последнее время я особенно часто слышу от людей, так или иначе связанных с нашей театральной средой, что я «хитрый», «ловкий», «дипломатичный» кулак и т. д. — то есть все те слова, которые ассоциируются с жизненной позицией «и волки сыты, и овцы целы». Конечно, мне обидно слышать подобное, хотя в целом я согласен, что в моём общении с людьми присутствует мудрость, и меняться я не собираюсь. Ну да Бог с ними. На всё это можно ответить только одно — нужно работать».
Валерий ЗолотухинВалерий Золотухин
***
Мудрость… Это тот самый случай, когда за красивой формулировкой, скрывается неприглядная правда. Мудростью Золотухин называл самую обычную подлость.
***
Одно время Золотухин и Высоцкий были закадычными друзьями. Они активно поддерживали друг друга в карьере. Именно Владимир Семенович привел своего товарища в фильм «Интервенция», а тот в свою очередь помог Высоцкому получить роль в фильме «Хозяин тайги». И это не говоря уже о совместных театральных работах.
Кадр из к/ф "Хозяин тайги" 1968 г.Кадр из к/ф "Хозяин тайги" 1968 г.
К концу 1960-х годов в театре начались проблемы с Высоцким. Он был ключевым артистом в театре, народ шел именно "на Высоцкого", а билеты на спектакли с его участием разлетались как горячие пирожки. Но, увы, знаменитый бард, к тому времени уже был полностью во власти своих пагубных страстей, и все чаще прибывал "не в форме". И однажды Любимов не выдержал и не дал артисту выйти на сцену в спектакле «10 дней, которые потрясли мир».
Высоцкого тогда заменил Золотухин. 21 марта 1968 года Валерий написал в своем дневнике следующие строки:
«Это был ужасный день. Вчера вышел на сцену вместо Высоцкого, а сегодня и вчера ночью молюсь, чтобы Володя не наложил на себя руки. За 50 рублей я продал его, и эта мысль не даёт мне покоя. И ещё я поставил условие: 100 рублей — это была шутка, но как она могла сорваться с моего языка!
…Перед спектаклем Володя показал мне записку: «Прошу никого не винить в моей смерти». И я должен был его заменить?
… Наверное, все осуждают меня, говорят, что, если бы не Золотухин, спектакль бы не отменили и Высоцкий бы сыграл. Легко рассуждать. И кто больше виноват перед Богом? Кто знает? Ведь не зря же наша профессия была проклята церковью — есть в ней что-то такое ложное, то, что разрушает душу — уж очень она полна искушений и соблазнов. Может, мне и впрямь не стоило играть?»
Владимир Выосцкий и Валерий ЗолотухинВладимир Выосцкий и Валерий Золотухин
***
Высоцкий, конечно, сам виноват в своих «не выходах на работу». И дело было не только в его пагубных привычках, хотя они, конечно, сильно вредили его карьере. Но иногда подводили и проблемы с голосом, и здоровье, и многочисленные концерты, и поездки за границу.
Для труппы Театра на Таганке каждая замена спектакля с участием Высоцкого была настоящим испытанием, ведь зрители приходили именно на его выступления.
В постановке трагедии Шекспира «Гамлет» Любимов снова сделал Высоцкого главным актёром, хотя рассматривал и других кандидатов: Дальвина Щербакова, Леонида Филатова и Валерия Золотухина. Но Любимов не ошибся в своём выборе, после первого же показа стало понятно, что равных Высоцкому нет.
Гамлет в исполнении ВысоцкогоГамлет в исполнении Высоцкого
Во время репетиций Владимир Семёнович часто срывался, и тогда тут же, как чёрт из табакерки, нарисовывался Золотухин. Для него, крестьянского сына, Гамлет был той возможностью, позволяющей раскрыть свой талант и избежать стереотипных и так осточертевших ему ролей деревенских парней. Высоцкий же гнул свою линию, мол, если будет второй исполнитель, репетировать я не стану.
Золотухин писал в своём дневнике:
«Дай бог, чтобы у него получилось… Но ведь и у меня может получиться…
Ну да ладно. Но как быть с Володей? Ведь неудобно…
Всё думал, как сказать ему, что я начал репетировать Гамлета без него. А потом само собой получилось, в буфете, так, промежду прочим».
***
В 1975 году образ Гамлета, созданный Владимиром Высоцким, уже стал неотъемлемой частью культуры, и попытка конкурировать за роль могла показаться как минимум неосмотрительной. Однако Золотухин решил рискнуть.
Высоцкий отправился в Париж на неопределённый срок. Отменять спектакль? Разумеется, нет. И Любимов предложил роль Валерию Золотухину. Также рассматривалась кандидатура Леонида Филатова, но Любимов отмечал, что «спектакль придётся во многом переделывать под него. У него много желчи, таков склад ума, я с уважением отношусь к нему, но тогда придётся переписывать весь спектакль».
***
Когда Золотухину предложили играть Гамлета, он не раздумывая ни секунды согласился. Об этом он сам без стеснения написал в своем дневнике:
«А почему я должен был раздумывать? Что мне надо было — отказаться? Для любого актёра в мире возможность сыграть Гамлета — это великое счастье и великая честь. Но для того, чтобы я начал работать над ролью, мне нужно было официальное назначение, приказ».
Обратите внимание, больше и слова не сказано о неудобстве перед другом. Валерий наконец расставил для себя приоритеты, по сути предав дружбу ради карьеры.
«С Володей, с этой всей этикой и эстетикой, я как нибудь разберусь. Как там сказал Достоевский — боязнь эстетики — удел слабых?» — рассуждал Золотухин.
Высоцкий, Золотухин и Вениамин СмеховВысоцкий, Золотухин и Вениамин Смехов
***
«14 декабря 1975-го был вывешен приказ «о назначении Валерия Золотухина на роль Гамлета. Вся труппа промолчала. Я чувствовал на себе косые взгляды, чувствовал нависть. Никто не подошел не поздравил, не выразил благожелательства…» — писал Золотухин.
Дружба была потеряна безвозвратно. Высоцкий прекратил любое общение с бывшим другом и даже чтобы на здороваться, старался избегать встреч с ним. Хотя по большому счету злился он не на Золотухина, а на Любимова. Хотя руководителя тоже можно понять — что ему было делать, когда выходить на сцену некому? Так-то оно так, но Высоцкий был зол несколько по иному поводу.
«Валерий! В своей жизни я больше всего ценил и ценю друзей… Больше жены, детей, дома, успеха, славы, денег. И мне так обидно, но это досада главным образом — на шефа. Он продолжает сводить со мной счёты, хочет показать, кто главнее: он или я, в том же «Гамлете». А я — ни с кем счёты не свожу… Он мне хочет доказать, мол, вас не будет, а «Гамлет» будет всегда, и театр проживёт без вас как-нибудь! Да пожалуйста… Но почему именно такая постановка? А самое главное, он пошёл на хитрость: выбрал тебя, моего друга. Нет, я не боюсь, что кто-то сыграет лучше меня, что мне потом скажут, мол: «Высоцкий хреново играл, а вот он сыграл как надо». Мне было бы абсолютно наплевать, если бы он пригласил на эту роль кого угодно: черта, дьявола, Смоктуновского… Но он поставил именно тебя… Прекрасно зная, что ты не откажешься… Зная твою работоспособность, дисциплинированность и прочее. И ещё… Помнишь, как-то я тебе сказал, что он мне предлагал сыграть Кузькина. И я было сначала… А потом решил: «Нет, пусть Валерий сыграет».
Валерий Золотухин и Владимир ВысоцкийВалерий Золотухин и Владимир Высоцкий
***
Дружба с Высоцким была безвозвратно потеряна. И примерно в тот же период Золотухин развёлся со своей супругой Ниной Шацкой, которая в театре на Таганке играла булгаковскую Маргариту (стоит отметить, для тех времен это была шокирующая постановка — героиня появлялась на сцене полностью обнажённой). Шацкая, плюнув на все условности, ушла к Филатову, с которым у неё был давний роман, хотя Валерий тоже был далеко не ангел и регулярно изменял своей супруге.
Между Золотухиным и Филатовым началась долгая и изнурительная война, хотя когда-то они были близкими друзьями.
Все, кто окружал его, рано ушли из жизни, а Золотухин, несмотря на все свои недостатки, смог пережить их всех и стать руководителем театра. Он оказался самым приспособленным к этой жизни.