Летящая под водой. Ракето-торпеда «Шквал» обретает новую жизнь. 50 лет «изделию», способному развивать в подводной среде почти 400 кмч

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Летящая под водой. Ракето-торпеда "Шквал" обретает новую жизнь. 50 лет "изделию", способному развивать в подводной среде почти 400 кмч3 минуты2158 прочтенийСегодняСегодняЛетящая под водой. Ракето-торпеда "Шквал" обретает новую жизнь. 50 лет "изделию", способному развивать в подводной среде почти 400 кмчРакето-торпеда "Шквал" в родной стихии. Рисунок ГНПП "Регион"Ракето-торпеда "Шквал" в родной стихии. Рисунок ГНПП "Регион"

Середина 70-х годов, несмотря на начало так называемой эпохи застоя, было чрезвычайно продуктивным временем для советского военно-промышленного комплекса. Инженеры по-настоящему творили, делая порой совершенно фантастические вещи. Можно ли в такой плотной среде как вода заставить торпеду "лететь" со скоростью истребителя эпохи начала Второй Мировой? Выяснилось, что можно, если приложить не только линейные подходы и фундаментальные знания, но и, как говорят, креативность и творческую сметку. До января 1975 года самой быстрой считалась советская парогазовая перекисно-водородная торпеда 53-65. Она до сих пор находится на вооружении ВМФ и способна на пике скорости набирать до 70 узлов, то есть, почти 130 кмч.

"Ясени-М" живут в нашем заднем дворе". Британия нервничает из-за наших АПЛ. Поводов боятся стало больше.В 1-й поход ушёл К-564 "Архангельск"

Но предложение профессора Георгия Владимировича Логвиновича, сделанное ещё в начале 60-х годов, казалось по тем временам настоящей фантастикой. Именно этот учёный муж развил теорию скоростной гидродинамики и принцип развитой каверны, и на этой основе предложил создать линейку высокоскоростного подводного оружия. В его основе стояло явление гидродинамической кавитации, физический процесс образования пузырьков в жидкости в результате движения. Ничего хорошего для технических устройств в этом процессе не было. Кавитация буквально сжирала стальные гребные винты кораблей и других подвижных в водной среде механизмов. Конструкторский коллектив Логвиновича из НИИ №24 (ныне ГНПП "Регион") придумал, как этот "бич" сделать полезным и превратить в грозное оружие.

Россия начала массовое производство безэкипажных катеров. Какие у нас есть для этого разработки и что они умеют

Летящая под водой. Ракето-торпеда "Шквал" обретает новую жизнь. 50 лет "изделию", способному развивать в подводной среде почти 400 кмчРисунок РособоронэкспортРисунок Рособоронэкспорт

Как старый МиГ-21 пощипал перья "Боевому соколу". В Индии списывают МиГ-21 и вспоминают его феерический воздушный бой с пакистанским Ф-16.

За счёт использования кавитатора и гидрореактивного двигателя, новая торпеда была способна создавать вокруг себя воздушно-газовую полость и "лететь" под водой в "пузыре", максимально снижая водное сопротивление. Чтобы построить такую кавитирующую торпеду, требовалось приложить максимум знаний и высокую инженерную культуру. Проект развивался в ходе долгих пятнадцати лет, и начал обретать формы только на заре 70-х годов. В конечном варианте горячие газы реактивной струи ракетного двигателя выводились через носовую часть ракето-торпеды и вместе с кавитатором позволяли создать тот самый газовый "карман" в котором и двигался под водой будущий "Шквал".

Иран получил первую партию из 12 истребителей Су-35СЭ. Какова их роль сегодня и дождутся ли они подкрепления в виде Су-57?

Летящая под водой. Ракето-торпеда "Шквал" обретает новую жизнь. 50 лет "изделию", способному развивать в подводной среде почти 400 кмчГотовое изделие ВА-111. Создать подобное удалось только немцам в середине нулевых. Сейчас этот проект вновь обретает актуальность. Фото ГНПП "Регион"Готовое изделие ВА-111. Создать подобное удалось только немцам в середине нулевых. Сейчас этот проект вновь обретает актуальность. Фото ГНПП "Регион"

"Властелин неба" часть вторая. Почему "С-500 смертельная угроза для доминирования В-21 "Райдер"?

Его испытания начались в 1964 году на озере Иссык-Куль в Киргизии, а через два года их перенесли в Чёрное море, где без малого десять лет боролись с различными детскими болезнями этого невиданного в истории морских войн аппарата. С созданием такой ракето-торпеды имелось немало проблем. В 1972 году проект, получивший рабочее название М4, едва не свернули из-за частых технических отказов и срывов. Государственные испытания торпеда не прошла, и была отправлена на доработку, хотя имелись мнения что от неё нужно вообще отказаться. В феврале 1975 года впервые был представлен доработанный вариант, который и стал предсерийным для новой скоростной подводной ракето-торпеды ВА-111 "Шквал".

Не хуже, чем "Орешник". Как западные разведчики по открытым источникам узнали про "Искандер-1000". В чём его преимущества и мощь?

Это восьмиметровое изделие могло набирать под водой скорость до 400 кмч и на дистанции до 13 км поражать любые типы кораблей с помощью конвенционной либо ядерной боеголовки, мощностью 150кТ. Главными недостатками конструкции стали небольшой радиус действия, проблемы с управлением и повышенная шумность, демаскирующая подводную лодку. Всё это делало применение "Шквала" крайне рискованным для экипажа носителя, особенно в конвенционном варианте, появившемся в начале 90-х годов. Но сейчас, когда необычайно быстро происходит развитие безэкипажных подводных систем и дронов, тематика "Шквала" вновь как никогда обретает актуальность.

"Русские обустраиваются в 600 км от главного штаба южного фланга НАТО". Что происходит с нашими базами в Сирии и Ливии? Последние новости.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Спасибо!

Читайте ещё: Вот это сюрприз. "Успешный старт" гиперзвуковой ракеты США в декабре оказался фикцией.Военные больше не верят в эффективность "Тёмного орла"