Странный любовный треугольник Британии

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>Странный любовный треугольник Британии5 минут1 прочтениеСегодняСегодняОглавление

Показать ещёСэр Кир Стармер хочет «перезагрузить» отношения с ЕС, но ему, возможно, будет проще заключить сделку с Дональдом Трампом.Странный любовный треугольник БританииАвтобусная остановка у посольства США в Лондоне. (Фото Вука Вальчича/SOPA Images/LightRocket через Getty Images).Автобусная остановка у посольства США в Лондоне. (Фото Вука Вальчича/SOPA Images/LightRocket через Getty Images).

 

«Перезагрузка» отношений премьер-министра Великобритании сэра Кира Стармера с ЕС пока мало что дала, но он всё ещё может заключить сделку с США.

Дональд Трамп заявил Би-би-си в прошлое воскресенье, что он «определённо» введёт пошлины на товары из ЕС. Но, намекнув, что он может сделать то же самое с Великобританией, он добавил: «Я думаю, что это можно уладить. Премьер-министр Стармер был очень любезен».

Трамп, как это ни странно, в последнее время тоже был очень любезен со Стармером. В конце января он сказал, что премьер-министр «очень хорошо справляется». Это резко контрастирует с позицией близкого союзника Трампа Илона Маска, который призвал посадить Стармера в тюрьму.

Британия оказалась в странном любовном треугольнике. Стармер хочет максимально сблизиться с ЕС, не выглядя при этом так, будто он пытается вернуться в него. Президент США, чья мать родилась в Шотландии, демонстрирует свой интерес к Британии, стране, которая — признаёт она это или нет — любит внимание. Но Трамп враждебно настроен по отношению к ЕС, объекту привязанности Стармера.

Премьер-министр должен решить, как получить от Брюсселя и Вашингтона то, что ему нужно.

Его варианты на самом деле довольно хороши.

Брюссель нажимает на красные линии Стармера

Стармер, возглавляющий левоцентристскую Лейбористскую партию Великобритании, вряд ли станет шептать что-то на ухо Трампу. Но он руководит крупной англоязычной экономикой, которая больше не является частью ЕС, что позволяет ему действовать самостоятельно в вопросах торговли. По словам Иэна Лессера, политического аналитика трансатлантического аналитического центра German Marshall Fund, у Трампа «более чёткое представление о Великобритании как о едином субъекте, и он не склонен поддерживать переговоры с Европейским союзом».

«Ему просто не нравится идея переговоров с многонациональным учреждением», — сказал Лессер в интервью Euractiv.

Лессер сказал, что, хотя Трамп, возможно, и чувствует близость с некоторыми лидерами ЕС, такими как премьер-министр Италии Джорджия Мелони, «в частности, по вопросам торговли ЕС является его собеседником, и я думаю, что это вызывает у него дискомфорт».

Честно говоря, Трампу тоже трудно справиться с ЕС.

У Великобритании есть торговое соглашение с ЕС, но премьер-министр говорит, что хочет более тесных отношений — при условии, что это не будет означать возвращение в единый европейский рынок или таможенный союз или восстановление свободного передвижения.

С этим связано несколько проблем. Во-первых, Соглашение о торговле и сотрудничестве между ЕС и Великобританией (TCA) и так является очень всеобъемлющим.

Это означает, что Стармеру будет сложно добавить к этому что-то ещё, не приведя некоторые британские правила в соответствие с правилами ЕС, чтобы гарантировать то, что Брюссель называет «равными условиями». В нынешнем TCA есть такая опасность.

Во-вторых, есть вещи, которых хочет ЕС, и он уже давит на Стармера.

Например, Брюссель хочет, чтобы все европейцы в возрасте от 18 до 30 лет могли свободно жить и работать в Великобритании в течение четырёх лет. Лондон хочет максимально смягчить эту идею, потому что для многих британцев это будет звучать как «свободное передвижение по-лайт».

Великобритания «в лучшем положении» для торговой сделки с США

Но у Великобритании нет соглашения о свободной торговле с США, а значит, теоретически у Стармера и Трампа с самого начала гораздо больше возможностей.Лессер сказал, что Стармеру будет проще заключить новое соглашение с Трампом, потому что, в отличие от Брюсселя и 27 стран-членов ЕС, Вашингтон «не ограничен необходимостью достижения более широкого консенсуса, и это менее технические переговоры».

Точно так же Лондон является гораздо более вероятной перспективой с точки зрения Вашингтона, утверждал Эмануэль Адам, исполнительный директор лоббистской группы British American Business.

«На данный момент Великобритания находится в наиболее выгодном положении. Я не думаю, что на этом этапе возможно соглашение между США и ЕС», — сказал Адам в интервью Euractiv.

Точно так же, как Брюссель вёл жёсткую торговлю с Лондоном в последние несколько лет, требования Трампа к Стармеру, скорее всего, не ограничатся простым снижением торговых барьеров.

«В прошлом он просил Великобританию последовать примеру США в их подходе к Китаю, ввести запрет на импорт, усилить контроль за инвестициями за рубежом и так далее. Мы легко можем увидеть, что это произойдёт снова», — сказал Адам.

Он сказал, что британское правительство «знает, как с этим справиться».

Формально Великобритания и США вели переговоры о соглашении о свободной торговле с 2020 года. Переговоры начались ближе к концу первого президентского срока Трампа, когда премьер-министром был Борис Джонсон. Но при Байдене, вступившем в должность в январе 2021 года, прогресса было мало.

«Великобритания была одним из последних торговых партнёров, с которыми США вели переговоры, — сказал Адам. — По сути, Великобритания была тем партнёром, с которым Трамп не закончил переговоры».

Но Байден рассматривал торговлю «как способ формирования отношений, которые помогут ему и США достичь более масштабных глобальных целей». Из-за этого его министру торговли Кэтрин Тай было трудно проводить «более традиционную торговую политику», сказал Адам.

С возвращением Трампа в Белый дом «ситуация явно изменилась».

"Мы не выбираем между ними"

Стармер говорит, что хочет хорошо ладить как с ЕС, так и с США.

«Отношения с обоими очень важны для нас, — сказал он на пресс-конференции в Брюсселе в понедельник. — Мы не выбираем между ними».

Никто на самом деле не говорил, что он должен это делать. Репортёр Би-би-си, которому он отвечал, спросил не о том, какие отношения он бы выбрал, а о том, будет ли он «смягчать» свою политику перезагрузки ЕС, «чтобы удержать президента Трампа на своей стороне».

Существует риск, что эти два приоритета могут противоречить друг другу, сказал Адам, но он добавил, что чиновники Уайтхолла уже работают над тем, чтобы этого не произошло.

«Правительство Великобритании в настоящее время проводит тщательную проверку имеющихся у него вариантов, — сказал Адам в интервью Euractiv. — Правительству придётся подумать о том, как найти правильный баланс».