Urals ниже плинтуса: как санкции и «токсичная» нефть заставили Россию играть в дисконты

Urals ниже плинтуса: как санкции и «токсичная» нефть заставили Россию играть в дисконты

В мире, где цена на нефть колеблется чаще, чем настроение подростка в переходном возрасте, российская марка Urals решила устроить перформанс — впервые с декабря 2024 года её стоимость рухнула ниже $60 за баррель, аккуратно подмигнув «потолку», установленному Западом. Как будто мало было январских санкций от Дональда Трампа, который, видимо, решил, что его президентство — это бесконечный сериал с новыми сезонами. Но обо всём по порядку.

Санкции, танкеры и «токсичная» нефть: почему Urals дешевле шаурмы?

Если верить иностранным СМИ, Россия сейчас переживает момент, когда её нефть сравнялась по цене с хорошим кофе в московском Starbucks. По данным Bloomberg и Argus, скидки на Urals достигли $16 за баррель — такого не было с мая 2023 года. В чём причина? Эксперты хором винят санкции от 10 января, когда Минфин США внес в чёрный список две нефтяные компании и 183 танкера из так называемого «теневого флота» — эдаких морских ниндзя, которые до сих пор возили российское сырьё, маскируясь под панамские флаги и поддельные документы.

Но главный удар пришёлся по логистике. Китай и Индия, которые последние два года закупали российскую нефть как горячие пирожки, вдруг приостановили заказы на март. Причина? Фрахт «незашуганных» танкеров взлетел до небес, и теперь азиатским НПЗ приходится выбирать: требовать у России ещё больших скидок или переключаться на ближневосточных и африканских поставщиков. Как говорится, дружба дружбой, а нефть — врозь.

«Всё уже было!»: историческая петля Юшкова

Игорь Юшков, эксперт Финансового университета и, кажется, главный по нефтяным качелям в РФ, успокаивает: «Паниковать не стоит. Это временно, как насморк в сезон простуд». По его словам, рынок просто «переваривает» новые санкции, как студент фастфуд после вечеринки. Вспомните конец 2022-го: тогда ЕС запретил морские поставки российской нефти, и Urals ушёл в дисконт на $35. Потом адаптировались — переориентировались на Индию, сменили танкеры, и скидка сократилась до $10-12. Теперь история повторяется, но с новыми героями: вместо Европы — расширенный SDN-лист США, вместо индийского восторга — их же прагматичные требования.

Юшков напоминает, что даже при текущих $60 за баррель бюджет РФ не дрогнет: «ФНБ создан для таких моментов. Да и параметры бюджета мы пока держим». Впрочем, ирония в том, что сами санкции работают как реклама: чем больше Запад давит, тем изобретательнее Россия ищет обходные пути. «Теневой флот» множится, схемы усложняются, а Кремль уже, наверное, мечтает выдать Нобелевскую премию по экономике за мастерство в санкционном слаломе.

Дисконт-марафон: сколько ещё скидывать?

Сейчас Brent торгуется на уровне $72-73, а Urals, отставая на $16-17, скромно жмётся к отметке $56-57. Юшков допускает, что скидка может дотянуть до $20: «Арифметика простая: Brent минус дисконт, минус паника, минус логистические сложности. Но это не навсегда». Эксперт верит, что к лету скидка вернётся к $10-13, как только Россия «починит» цепочки поставок и найдет замену заблокированным танкерам.

Однако Запад, окрылённый успехом, вряд ли остановится. «США могут добавить в чёрный список ещё пару нефтяных компаний, — предупреждает Юшков. — Это как игра в дартс: чем больше мишеней, тем выше шанс попасть в бюджет РФ».

А что в сухом остатке?

1. Санкции работают… но не так, как кому-то хотелось бы. Да, Urals дешевеет, но Россия продолжает экспорт, перекладывая издержки на скидки и ФНБ.

2. Азия — новая любовь, но без розовых очков. Индия и Китай всё чаще торгуются, требуя больших дисконтов, а в случае чего — разворачиваются к Саудовской Аравии.

3. «Теневой флот» — не панацея. Блокировка танкеров бьёт по логистике, заставляя тратить больше на фрахт и страхование.

В итоге: Urals ниже $60 — это не апокалипсис, а очередной этап санкционного марафона. Россия, как Муми-тролль в шторм, ищет новый домик, Запад — подкидывает дровишек в огонь. Но пока есть ФНБ и азиатские партнёры, игра продолжится. Главное — не забывать, что в этой гонке цена нефти иногда падает быстрее, чем рейтинг Трампа в Twitter после очередного скандала. А значит, ирония ситуации в том, что единственное, что стабильно в этом мире — нестабильность самой стабильной статьи российского экспорта.