В хаотичном вашингтонском блицкриге становится ясна конечная цель Илона Маска
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>В хаотичном вашингтонском блицкриге становится ясна конечная цель Илона Маска14 минут2 прочтенияСегодняСегодняСократить объёмы государственного управления, контролировать данные и — по словам одного чиновника, внимательно следящего за DOGE миллиардера — заменить «человеческую рабочую силу машинами» Журнал Time усадил Маскп в кресло поезидента США.Журнал Time усадил Маскп в кресло поезидента США.
Блицкриг миллиардера Илона Маска в Вашингтоне выявил его видение значительно меньшего и более слабого правительства, поскольку он и группа его помощников стремятся контролировать, автоматизировать — и существенно сократить — сотни, если не тысячи государственных функций.
Менее чем за три недели служба DOGE США Маска следовала одной и той же схеме в одном федеральном агентстве за другим: назначать лояльных лиц на руководящие должности. Собирать внутренние данные, включая конфиденциальные и секретные. Получать контроль над потоками средств. И настойчиво — законными или иными способами — ликвидировать рабочие места и программы, идеологически не соответствующие целям администрации Трампа.
Кампания DOGE создавала хаос почти ежечасно по всей столице страны. Но она, похоже, тщательно срежиссирована в целях более широкой акции по сокращению гражданских рабочих, утверждению власти над огромной федеральной бюрократией и сокращению её до уровня, невиданного по крайней мере за 20 лет. Цель — ослабленное правительство, которое осуществляет меньший надзор за частным бизнесом, предоставляет меньше услуг и составляет меньшую долю экономики США, — но гораздо более чутко реагирует на директивы президента.
Хотя кампания проводится командой Маска, её всячески поддерживают президент Дональд Трамп и его высшее руководство, которые будут играть решающую роль в реализации ее следующих этапов. И хотя сопротивление Маску возникло в федеральных судах, среди федеральных профсоюзов служащих и в карманах Конгресса, сподвижники говорят, что его критики недооценивают талант миллиардера разрывать и трансформировать институты — что было доказано за короткое время с момента инаугурации Трампа 20 января.
«Хаос часто является местом рождения новых порядков, новых систем и новых парадигм. Вашингтон не знает, как обращаться с людьми, которые отказываются играть по их правилам, — сказал инвестор Шервин Пишевар, давний друг Маска. — Дональд Трамп и Илон Маск — это два разных шторма, поддерживаемых большинством американцев, — один политический, другой технологический. Но оба прорываются сквозь одну и ту же гниющую структуру».
Пока что «шторм» вызвал глубокую тревогу. Поздно вечером в пятницу федеральный судья в Вашингтоне отказался заблокировать DOGE доступ к данным Министерства труда, но выразил обеспокоенность по поводу молодых сотрудников DOGE, которые «никогда не проходили никакой подготовки по работе с конфиденциальной информацией», получив доступ к «медицинским и финансовым записям миллионов американцев». А в субботу федеральный судья в Нью-Йорке временно заблокировал доступ сотрудников DOGE к конфиденциальным платежным системам в Министерстве финансов, сославшись на риск «непоправимого вреда».
После решения суда Нью-Йорка Маск выступил в защиту методов DOGE, написав в Твиттере, что его команда стремилась добавить рутинную информацию к исходящим платежам казначейства, чтобы помочь обнаружить мошенничество — «совершенно очевидные и необходимые изменения», которые «внедряются существующими давними карьерными государственными служащими, а не кем-то из @DOGE».
Ранние директивы DOGE, его технологический подход и его взаимодействие с федеральной бюрократией предоставили все более ясную картину его конечной цели для правительства — и прояснили ставки второго срока Трампа.
Если Маск добьется успеха, федеральная рабочая сила будет сокращена как минимум на 10 процентов. Массовое предложение об увольнении по собственному желанию, заблокированное федеральным судьей в Массачусетсе, который назначил слушание на понедельник, как ожидается, станет первым шагом перед массовыми принудительными увольнениями. Они, вероятно, будут включать новых сотрудников или людей с плохими отзывами об эффективности, согласно плану, изложенному в меморандумах, выпущенных на прошлой неделе Управлением по управлению персоналом, которое теперь находится под контролем Маска. На этой неделе профсоюзы рекомендовали работникам загружать свои отзывы об эффективности и личные дела, чтобы подготовиться к использованию информации против них.
Около половины невоенных объектов недвижимости правительства должны быть ликвидированы, что направлено на закрытие офисов и увеличение времени в пути на фоне резких новых ограничений на удаленную и телеработу. Это направлено на то, чтобы снизить моральный дух рабочей силы и увеличить текучесть кадров, по словам четырех чиновников, осведомленных о внутренних разговорах в Управлении общих служб, еще одном агентстве, захваченном Маском.
«Мы слышали от них, что они хотят сделать здания настолько паршивыми, что люди уедут, — сказал один высокопоставленный чиновник в GSA, который управляет большей частью федеральной собственности. — Я думаю, что это более масштабная цель здесь, которая заключается в том, чтобы вернуть всех, здания будут отстойными, их поездки на работу будут отстойными».
Чтобы заменить существующую государственную службу, сподвижники Маска обращаются к технологиям. Сотрудники DOGE скармливают огромные запасы правительственных записей и баз данных инструментам искусственного интеллекта, ищут нежелательные федеральные программы и пытаются определить, какую человеческую работу можно заменить ИИ, инструментами машинного обучения или даже роботами.
Это давление было особенно яростным в GSA, где сотрудники DOGE говорят менеджерам, что они планируют автоматизировать большинство рабочих мест, по словам человека, знакомого с ситуацией.
«Конечная цель — заменить человеческую рабочую силу машинами, — сказал американский чиновник, внимательно следящий за деятельностью DOGE. — Все, что может быть автоматизировано машинами, будет автоматизировано. И технократы заменят бюрократов».
Дефенестрация федеральной рабочей силы может открыть Трампу и Маску путь к отмене федеральных расходов или ликвидации целых агентств без одобрения Конгресса, беспрецедентное расширение исполнительной власти. На этой неделе Том Краузе, союзник Маска, был назначен на должность куратора агентства в Министерстве финансов США, ответственного за выполнение триллионов долларов ежегодных выплат всему спектру получателей, от подрядчиков и грантополучателей до семей военнослужащих и пенсионеров. Бюро фискальной службы долгое время просто сокращало чеки по приказу различных федеральных агентств, но назначение Краузе может изменить это.
Тем временем, по словам двух других людей, знакомых с этим вопросом и пожелавших остаться анонимными, чтобы отразить внутренние обсуждения, чиновники Белого дома начали готовить бюджетные документы, в которых предполагается сократить некоторые агентства и департаменты на целых 60 процентов. Неясно, будет ли Трамп чувствовать себя обязанным просить Конгресс одобрить эти сокращения. Хотя Конституция конкретно наделяет Конгресс полномочиями по расходам, Маск и глава бюджетного управления Трампа Рассел Воут утверждали, что они должны иметь полномочия сокращать расходы в одностороннем порядке.
Эксперты говорят, что в совокупности эти изменения представляют собой одну из самых агрессивных попыток реформирования федерального правительства в истории Америки.
Дэвид Супер, профессор административного права в Джорджтаунском университете, сказал, что предлагаемые сокращения вернут современную государственную службу в конец 19 века, до принятия антикоррупционных реформ. Супер сказал, что двумя крупнейшими предыдущими захватами власти были попытка президента Ричарда М. Никсона в 1973 году отменить федеральные программы, которые ему не нравились, и попытка президента Гарри С. Трумэна в 1952 году национализировать сталелитейную промышленность — обе они были отклонены судами.
«Администрация делает эквивалент этих шагов несколько раз в день, каждый день, — сказал Супер. — Разделение, которое у нас было с 1787 года, — это сдержки и противовесы — ни одна ветвь власти не является главенствующей, но все три должны работать вместе. Видение здесь — чрезвычайно сильная исполнительная власть и подчиненная судебная система и Конгресс».
Защитники Маска говорят, что они с Трампом впервые применяют давнюю идею «бюджетирования с нуля» — сведение всех расходов к нулю и последующее восстановление с нуля — к федеральному правительству. Эти шаги также характерны для стиля управления Маска, расширяющего границы. Когда он взял на себя управление Twitter, он уволил более 75 процентов персонала. Он также отдавал предпочтение бережливой рабочей силе в Tesla, выступал против профсоюзов во всех своих компаниях и всегда был готов везде выходить за рамки норм и правил.
Авик Рой, основатель Фонда исследований равных возможностей, аналитического центра, продвигающего свободные рынки, заявил, что агрессивные меры отчасти оправданы серьезностью ухудшающейся финансовой ситуации в стране и ошеломляющим ужесточением регулирования во время правления администрации Байдена.
«Было огромное волнение из-за того, что делают Трамп и Илон. Но, честно говоря, это не было беспристрастным повествованием. Потому что, когда у власти был Байден, когда у власти был Обама, они делали много вещей, которые были отклонены судами 9-0, и не было никакой степени беспокойства по поводу нарушения законов и прецедента», — сказал Рой, указав на односторонние усилия президента Джо Байдена по аннулированию задолженности по студенческим кредитам.
О Трампе и Маске Рой сказал: «Они пытаются сказать: «Давайте начнем с чистого листа, выясним, какие программы отвечают важным целям, а какие являются мошенничеством и злоупотреблением». Насколько это выдержит юридическое оспаривание, еще предстоит увидеть, но если что-то будет отменено, а что-то приведет к повышению эффективности правительства, это хорошо».
Поначалу мало кто ожидал, что Маск вызовет такие сейсмические сдвиги. Маск сказал, что хочет переделать федеральное правительство с нуля — «удалить» все, что, по его мнению, не работает, и начать заново — но мало кто воспринял это стремление буквально, сказал Джо Лонсдейл, инвестор и соучредитель Palantir, который дружит с Маском.
В течение нескольких недель после выборов Трамп заявил, что «Департамент эффективности правительства» Маска будет неправительственной организацией, предоставляющей администрации необязательные рекомендации. Некоторые советники Трампа описали его как место, где можно оттеснить чрезмерно рьяных миллиардеров, которые хотели помочь Трампу, но ничего не знали о том, как работает Вашингтон.
Но через несколько часов после вступления в должность Трамп подписал указ о размещении DOGE прямо в Белом доме, в офисе, отвечающем за информационные технологии, в U.S. Digital Service.
В течение нескольких дней стало ясно, что амбиции Маска заключались не только в переделке правительственных технологий, как предполагали некоторые, но и в перестройке всей федеральной бюрократии. Соруководитель DOGE Вивек Рамасвами, биотехнологический предприниматель и бывший кандидат в президенты от Республиканской партии, быстро покинул проект на фоне разногласий по поводу планов Маска демонтировать правительство, выдвинув технологии на первый план и обойдя Конгресс.
«Все в классе ноутбуков округа Колумбия были чрезвычайно высокомерны, — сказал Лонсдейл. — Эти люди не понимают, что существуют уровни компетентности и смелости, которые намного превосходят все в их сфере».
По словам более двух десятков федеральных служащих, напрямую осведомленных о деятельности DOGE, а также по записям, полученным моими американскими коллегами, сценарий DOGE везде одинаков. Сотрудники, работающие в OPM, GSA, FEMA, Агентстве США по международному развитию и Департаменте образования, говорили на условиях анонимности из-за страха возмездия.
DOGE быстро вмешивается, обходя ИТ-сотрудников низшего звена, которые обычно поднимают вопросы конфиденциальности, но их отменяют старшие руководители, которые подчиняются требованиям DOGE. Затем членам команды DOGE предоставляются сверхмощные учетные записи пользователей, позволяющие им получать доступ и редактировать пачки правительственных данных практически без надзора, говорят люди. Это позволяет им вносить изменения молниеносно, обходя типичные протоколы безопасности и вызывая тревогу у государственных служащих, которым поручено обеспечивать безопасность конфиденциальных данных.
Например, в OPM члены команды DOGE получили возможность удалять, изменять или экспортировать личную информацию миллионов федеральных служащих и кандидатов на федеральные должности. После того, как пресса сообщила о проблемах безопасности, связанных с таким доступом, временное руководство OPM в пятницу распорядилось исключить агентов DOGE из системы конфиденциального персонала.
Федеральные служащие, которые встречались с сотрудниками DOGE, говорят, что их манией, похоже, является сокращение расходов — как путем отмены государственных контрактов, так и путем ликвидации рабочих мест. Они часто выглядят напряженными, как будто сталкиваются со значительным давлением со стороны своих начальников, требующих действовать быстрее, сказал человек, который работал с ними.
В GSA исполняющий обязанности администратора Стивен Эхикян — бывший руководитель Кремниевой долины — и другие назначенцы Трампа агрессивно продвигали сокращение расходов по крайней мере на 50 процентов, отчасти путем ликвидации половины всей федеральной недвижимости по всей стране. Эта мера была изложена в электронном письме во вторник сотрудникам по недвижимости Майклом Питерсом, новым главой службы общественных зданий.
Похоже, сообщения были намеренно направлены на увеличение текучести кадров. В электронном письме во вторник Эхикян предупредил об «очень высокой вероятности», что 2000 человек, которые живут более чем в 50 милях от заправочной станции, будут переведены дальше в рамках его усилий по реорганизации агентства. Сотрудники не будут знать, были ли они переведены — скажем, из Северной Каролины в Колорадо — до тех пор, пока им не придется решать, принимать ли предложение Маска об увольнении с сохранением восьмимесячной зарплаты.
Департамент образования, возможно, дальше всех продвинулся по пути DOGE к сносу. Сотрудники DOGE там начали использовать ИИ для анализа финансовых данных департамента, стремясь отменить все контракты, которые не требуются по закону или не являются существенными для деятельности департамента, по словам двух сотрудников.
В пятницу записи, полученные журналистами, показывают, что сотрудник DOGE Итан Шаотран редактировал веб-сайт департамента. Он также начал создавать новую веб-страницу, которая будет отслеживать отмену грантов эпохи Байдена, которые продвигали «разъединяющие и токсичные идеологии через систему K-12», согласно записям.
Под заголовком «Собранные низости» Шаотран перечислил отмененные программы: тренинг «JEDI» (справедливость, равенство, разнообразие и инклюзивность) для учителей; семинары по «Деколонизации учебной программы» и «Становлению антирасистским педагогом»; и «Использование средств налогоплательщиков для создания центра «Справедливость и социальная справедливость»».
«Это невероятный блицкриг с захватом и нахрапом, — сказал один из чиновников Министерства образования. — Мы как французы на линии Мажино на границе с Германией, а они как будто обходят нас через Бельгию. Они просто… они такие быстрые».
Зарождающееся сопротивление все еще может сдержать амбиции Маска. В дополнение к многочисленным искам, поданным с целью ограничить доступ DOGE к конфиденциальным федеральным материалам, Конгресс может возразить против упразднения целых федеральных агентств без его согласия. А гражданские работники скептически отнеслись к предложениям о «выкупе», поскольку профсоюзы рекомендовали членам, работающим из дома, не принимать никаких предложений об увольнении, пока они планируют юридическое оспаривание.
Но люди, которые знают Маска уже много лет, говорят, что его целеустремленная готовность нарушать правила ради более масштабной миссии не имеет себе равных. Однажды он сказал сотрудникам Tesla, что те потеряют опционы на акции, если вступят в профсоюз — комментарий, который Национальный совет по трудовым отношениям и суды сочли незаконной угрозой. Он боролся с Федеральным управлением гражданской авиации из-за запуска ракет без надлежащего разрешения и платил штрафы Агентству по охране окружающей среды за сброс сточных вод на охраняемые техасские водно-болотные угодья.
На данный момент большинство конгрессменов-республиканцев поддерживают Трампа и трансформацию федерального правительства Маском. Но даже некоторые консерваторы и давние союзники Трампа выразили сомнения относительно их методов.
«Это скорее таран, чем скальпель. Не то чтобы я жаловался на это — я всегда говорил, что нам нужен таран», — сказал Стивен Мур, внешний советник Трампа, который работает над сокращением правительства со времен Рейгана.
«Но насколько Конституция на самом деле дает президенту полномочия полностью реорганизовать правительство самостоятельно? — сказал Мур. — Мы движемся к имперскому президентству. И хорошо это или нет, еще предстоит выяснить».