Россия не собачка, выполняющая команду
Успех Азербайджана в вооруженном противостоянии с Арменией за Нагорный Карабах, не привёл к урегулированию конфликта.
И если в Карабахе стабильность обеспечивается силами российского контингента, то напряжение в Нахичеванской республике, разделенной с Азербайджаном армянской территорией, только усиливается.
По достигнутой договоренности в ноябре 2020 года, связь Баку с Нахичеванским экславом, должна обеспечиваться через Сюникскую область Армении.
Насколько важна транспортная инфраструктура, свидетельствуют воинственные слова И. Алиева: «… проект будет реализован, «хочет того Армения или нет».
В этом проекте, четко просматриваются и интересы Турции, которая имеет общую границу с Нахичеванской республикой и рассчитывает на выход к Каспийскому морю и далее — в Среднюю Азию.
Попытки Армении найти точки соприкосновения в равноправном договорном процессе, сталкиваются с амбициями победителя. Азербайджан усиливает давление на Армению в ходе участившихся военных учений, вблизи ее территории, с одной стороны, Ирана, с другой.
Добавляет нестабильности в регионе реакция Ирана на возросшую активность у его границ.
Любое напряжение между двумя Закавказскими республиками, ставит Россию в неудобное положение выбора
С одной стороны, Азербайджан — стратегический партнер РФ, товарооборот с которым постоянно растет, планируются совместные проекты в нефтегазовой и энергетической областях. Нельзя не учитывать факт того, что Азербайджан — союзник Турции, которая располагает второй по мощи армией в НАТО.
С другой стороны, Армения. Страна является членом ОДКБ и в случае угрозы ее целостности, рассчитывает на военную помощь со стороны вооруженных сил коллективной безопасности (читай — российских ВС).
Но разве стоит делать выбор в пользу одной из сторон, если последствия неминуемо приведут к войне?
В данной ситуации Россия, вынуждена выступать в роли посредника по мирному урегулированию конфликта, даже если это противоречит обязательствам по ОДКБ.
Все большее число экспертов заявляют о несостоятельности ОДКБ в решении территориальных споров, доставшихся в наследство от СССР, когда есть опасность вовлечения в конфликт третьих стран.
В подобной взрывоопасной ситуации, позиция России должна быть предельно взвешенной и спокойной, даже если это вызывает критику и раздражение одной из сторон.
Все, кто рассчитывает на помощь со стороны РФ должны понимать, Россия — гарант глобальной стабильности и безопасности, и уж никак не собачка, реагирующая на команду — «Фас».