Безопасность как валюта

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Безопасность как валютаСегодняСегодня7 минОглавление

Показать ещёРоссия и Китай борются за влияние в Средней Азии, превращая союзы и торговлю в игру с высокими ставками, основанную на силе и конкуренцииБезопасность как валюта

За последние несколько лет Россия и Китай активно стремились усилить свое влияние в Средней Азии, осторожно выстраивая альянсы и экономические партнерства. Теперь, с возросшим взаимодействием двух держав, потенциал их конкуренции за статус-кво становится все более очевидным. Безопасность и контроль над архитектурой региональной стабильности становятся ключевыми показателями влияния, определяя новые точки сближения, а также трения между Москвой и Пекином.

Традиционно основным «экспортом» России в страны Средней Азии с момента обретения ими независимости была помощь в обеспечении безопасности, а также военное присутствие в стратегически важных точках региона.

Если война на Украине перерастет в замороженный конфликт, стратегический фокус Москвы сместится в сторону Средней Азии, а растущее присутствие Китая там может раздражать российские элиты, которые опасаются потерять свою значимость для региона. Это особенно актуально, когда речь идет о контроле над сферой военного сотрудничества и влиянии на вопросы безопасности. Действительно, Пекин уже стал основным торговым партнером стран Средней Азии, наращивая свое присутствие в большинстве секторов по всему региону — от экономики до инфраструктуры безопасности.

Пекин не может доверять внешнему субъекту защиту как своих активов, так и своих региональных работников, поэтому он стал более активно сотрудничать в сфере безопасности со странами Средней Азии.

С 2022 года ряд стран Средней Азии охвачены массовыми протестами, что подчеркивает масштаб угрозы безопасности. Например, в ночь на 17 ноября 2024 года лагерь частной китайской компании в районе Шамсиддина Шохина недалеко от таджикско-афганской границы подвергся нападению вооруженных лиц, перешедших границу из Афганистана в ущелье Зарбузи, часть заповедника Дашти-Джум, где компания занималась добычей золота.

Очевидно, что Пекин не может доверять внешнему субъекту защиту как своих активов, так и своих региональных работников, и поэтому он стал более активным в сотрудничестве в сфере безопасности со странами Средней Азии. Эта текущая тенденция усиливается на фоне растущего числа китайских инфраструктурных проектов и коммерческого присутствия страны в регионе.

Стратегия Китая в регионе

Согласно анализу военно-технического сотрудничества Китая со странами Средней Азии, Пекин активно инвестирует в военную инфраструктуру, пограничные посты, модернизацию систем безопасности и регулярные военные учения под эгидой Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Например, китайские компании (такие как Huawei, Hikvision и SenseTime) участвуют в создании « умных городов » в регионе, а китайские частные охранные компании в сотрудничестве с казахстанскими охранными фирмами помогают защищать критически важные объекты, такие как нефте- и газопровод Казахстан-Китай.

Таджикско-китайское сотрудничество включает в себя антитеррористические центры и регулярные совместные антитеррористические учения.

В Узбекистане усилия сосредоточены на сотрудничестве в области защиты критической инфраструктуры, кибербезопасности и обучения персонала.

Что касается Киргизии, то не только Китай проводит совместные военные учения в стране, но и китайские частные охранные компании проявляют там наибольшую активность. Таким образом, Китай не только расширяет свое экономическое присутствие, но и постепенно выстраивает охранную сеть, которая может стать альтернативой российскому влиянию.

Борьба за Афганистан

Одной из арен, где Россия и Китай наиболее очевидно пытаются утвердить свои роли в секторе безопасности, является Афганистан. Подъем движения Талибан привел к тому, что регион столкнулся с возросшей угрозой экстремизма и нестабильности. Для Москвы эта ситуация представляет возможность подчеркнуть свою роль гаранта безопасности. Россия стремится использовать свое влияние и связи в таких организациях, как ОДКБ, СНГ, ЕАЭС, а также ШОС и СВМДА, чтобы предложить Афганистану не только экономические решения, но и пути к региональной интеграции. По данным Совета безопасности России, Москва готова помочь Кабулу интегрироваться в региональные блоки и стать «окном» Афганистана к международному признанию.

Хотя Китай официально не признает Талибан, Афганистан является ключевым элементом его инициативы «Один пояс, один путь». Примечательно, что за последние три года произошло заметное улучшение двусторонних отношений между Китаем и Афганистаном: Пекин пригласил Талибан принять участие в диалоге на региональных площадках и активно обсудил ситуацию в стране с министрами иностранных дел соседних с Афганистаном государств. В конце 2024 года спецпредставитель Пекина по Афганистану Юэ Сяоюн совершил дипломатический тур, посетив Пакистан и Туркменистан и завершив свою поездку в Кабуле. Кроме того, был проведен ряд консультативных встреч между правоохранительными органами стран Средней Азии и Китая.

Иран и Россия укрепляют отношения с Талибаном, демонстрируя намерение достичь регионального консенсуса по афганскому вопросу.

Это отражает прагматичный подход: Китай заинтересован в обеспечении безопасности торговых и транзитных коридоров и доступа к ресурсам, а также в снижении риска распространения экстремизма на своей территории. Для достижения этих целей он использует широкий спектр инструментов — от финансовой помощи до проектов по кибербезопасности, от поддержки развития трансграничной инфраструктуры до привлечения частных охранных компаний для защиты трубопроводов и стратегических объектов в Средней Азии и Афганистане.

В то же время Иран и Россия укрепляют свои отношения с Талибаном, демонстрируя намерение достичь регионального консенсуса по афганскому вопросу, особенно в свете ожиданий того, что возвращение Дональда Трампа на пост президента США может усилить американское давление на регион.

Многосторонние структуры, такие как ШОС, и форматы встреч, такие как C5+1, стали аренами «мягкой конкуренции». В совместном заявлении Путина и Си Цзиньпина в мае 2024 года обе стороны подчеркнули важную роль ОДКБ и СНГ в обеспечении региональной стабильности, указав на необходимость борьбы с терроризмом, наркотрафиком и транснациональной преступностью. Однако в действительности Россия и Китай стремятся использовать этот и другие институциональные форматы для укрепления собственных позиций.

1 декабря 2024 года в Чэнду прошла пятая встреча министров иностранных дел Китая и стран Средней Азии. Стороны договорились придерживаться принципа общей безопасности, защищать мир в регионе, бороться с «тремя силами зла» (терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом), противостоять внешнему вмешательству во внутренние дела стран Средней Азии и помогать Афганистану в достижении мира и восстановления. Тем самым Пекин продвигает свою модель «общей безопасности» в регионе, которая, риторически соответствуя позиции Москвы, на деле может выстроить параллельную архитектуру влияния.

Напряжённость на горизонте

В последнее время эксперты все чаще говорят о возможной «заморозке» войны на Украине. Такое развитие событий высвободит ресурсы и время для Москвы для укрепления своих позиций в Средней Азии, где растет присутствие Китая. Некоторые аналитики полагают, что чем прочнее Китай сможет закрепиться в Средней Азии и опереться на стабильный «западный фланг» в сердце Евразии, тем выше вероятность обострения ситуации на Тайване.

ОДКБ, СНГ и ШОС становятся площадками для борьбы за сердца и умы элит Средней Азии, а Афганистан служит лакмусовой бумажкой эффективности различных подходов и инструментов.

Таким образом, по мере ослабления интенсивности боевых действий в Украине Средняя Азия может стать стратегической ареной, где безопасность является ключевым активом. Для Китая регион служит площадкой для проверки собственной системы безопасности, независимой от традиционных игроков, таких как Россия и США. Несмотря на взаимное признание ролей друг друга и риторику «общей ответственности», реальность указывает на растущее структурное соперничество. ОДКБ, СНГ и ШОС становятся площадками для конкуренции за сердца и умы элит Средней Азии, в то время как Афганистан служит лакмусовой бумажкой для проверки эффективности различных подходов и инструментов.

В этой меняющейся обстановке безопасность в Средней Азии больше не является просто вопросом «стабильности». Она стала «валютой», с помощью которой Россия и Китай приобретают региональное влияние, доступ к ресурсам и контроль над логистическими каналами. Учитывая чрезвычайную сложность текущих политических процессов в Евразии, тактическое сближение интересов России и Китая может смениться интенсивным соперничеством. Со временем это соревнование может выйти за рамки сферы безопасности и охватить более широкие сферы влияния, проверяя адаптивность стратегий каждой страны.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!