«Яндекс». Сильный отчет за 2024 год

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g» itemProp=»headline»>"Яндекс". Сильный отчет за 2024 год7 минут248 прочтенийВчераВчера

На прошлой неделе "Яндекс" представил финансовые показатели за 2024 год. Отдельно отмечу, что компания является одной из первых среди ПАО по публикации годовой отчетности по МСФО. Большинство раскрытий все же приходятся на март-апрель.

Результаты, действительно, можно назвать сильными. В общем (без деления на сегменты) они выглядят следующим образом:

Q42024:
▪️Выручка: 340,1 млрд (+37% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: 48,7 млрд (+24% г/г)
▪️Рентабельность EBITDA: 14,3% (15,8%)
▪️Скорр. чистая прибыль: 31,5 млрд (+25% г/г)

Весь 2024 год:
▪️Выручка: 1,094 трлн (+37% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: 188,6 (+56% г/г)
▪️Рентабельность EBITDA: 17,2% (15,1%)
▪️Скорр. чистая прибыль: 100,9 млрд (+94%)

На что здесь важно обратить внимание. Во-первых, на красивую цифру в 1 трлн рублей по выручке, которые "Яндекс" преодолел в 2024 году. Также необходимо отметить рост рентабельности по EBITDA за весь 2024 год. Это показывает курс компании на улучшение маржинальности и прекращение неэффективных инвестиций. В четвертом квартале рентабельность несколько снизилось, но это не связано с общей тенденцией (подробнее ниже).

Показатель чистой прибыли смотреть нет никакого смысла. У таких компаний, как "Яндекс", важна именно EBITDA. Имея ее в достаточном количестве, руководство может повысить маржинальность по другим финансовым показателям в любой момент.

"Яндекс". Сильный отчет за 2024 годДля увеличения нажимте на картинкуДля увеличения нажимте на картинку

Перейдем к традиционному разбору показателей по сегментам.

Сегмент "Поиск и портал"

Финансовые показатели:

Q42024
▪️Выручка: 128,1 млрд (+26% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: 65,5 млрд (+31% г/г)
▪️Рентабельность EBITDA: 51,2% (+0,7 п.п.)

2024:
▪️Выручка: 439 млрд (+30% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: 220,5 млрд (+27% г/г)
▪️Рентабельность EBITDA: 50,2% (+1 п.п)

В четвертом квартале мы видим некоторое замедление выручки. Теперь уже не 30%+. Подобное было вполне ожидаемо и связано с двумя вещами: высокой базой рекламного рынка, где "Яндекс" уже занял бóльшую долю ушедших западных компаний, а также снижением спроса компаний на рекламные услуги из-за роста расходов на обслуживание долга и общим замедлением спроса. Рекламные контракты, как правило, режут первыми.

Однако "Яндекс" обозначил, что в феврале ситуация начинает выправляться. Поэтому посмотрим отчетность за первый квартал 2025 года. При этом, IT-гигант сохраняет высокий показатель рентабельности по EBITDA, а в четвертом квартале даже его улучшил.

Собственно, замедление роста выручки прибыльного сегмента "Поиск и портал" является одной из причин снижения рентабельности по EBITDA всей группы. Но ничего критичного, обычный рабочий момент. Главное, напомню, рост идет уже с высокой базы.

Сегмент "Электронная коммерция, Райдтех и Доставка"

Самый объемный и интересный сегмент, который следует разбить на подсегменты

Подсегмент "Райдтех"

Основа – давно прибыльное такси. Плюс, добавляется каршеринг и кикшеринг.

Q42024:
▪️GMV: 412.2 млрд (+26% г/г)
▪️Выручка: 66,7 млрд (+33% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: 22,8 млрд (+20% г/г)
▪️Рентабальность EBITDA: 5,5% (-0,3 п.п)

2024:
▪️GMV: 1,464 млрд (+33% г/г)
▪️Выручка: 227,9 млрд (+37% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: 80,7 млрд (+53% г/г)
▪️Рентабальность EBITDA: 5,5% (+0,7 п.п)

Рост подсегмента по году отличный, но в четвертом квартале мы видим серьезное замедление как по выручке, так и, тем более, по EBITDA. Однако здесь вмешался погодный фактор. Теплые и не особо снежные последние месяцы 2024 года определили более низкий спрос на такси по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Следовательно, средний чек вырос не так сильно.

Куда важнее, что по году показатели сильные. Причем темпы роста второго прибыльного подсегмента остаются высокими.

Подсегмент "Сервисы электронной коммерции"

В основном подсегмент представлен Маркетом. Плюс, дополнением идут Лавка, Еда и Деливери

Q42024:
▪️GMV: 302 млрд (+47% г/г)
▪️Выручка: 108,9 млрд (+33% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: -18,8 млрд (+4% г/г)
▪️Рентабельность по EBITDA: -6,2% (+3,3 п.п)

2024:
▪️GMV: 956,3 млрд (+48% г/г)
▪️Выручка: 322,3 млрд (+45% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: -57,5 млрд (+14% г/г)
▪️Рентабельность по EBITDA: -6% (+4,4 п.п)

Данный подсегмент следует рассматривать в контексте улучшения его рентабельности (прохождения точки безубыточности по EBITDA). Тогда значительно увеличится EBITDA всей группы. В 2024 году подсегмент ушел в минус на 57,5 млрд (30,5% от общей EBITDA). То есть при работе хотя бы в ноль EBITDA "Яндекса" составила бы 246,1 млрд рублей. И мультипликатор EV/EBITDA на момент выхода отчета – 7х, что более чем привлекательно.

Однако при прохождении точки безубыточности начнется стремительный рост уже положительной EBITDA, так как пойдет самый настоящий эффект от масштаба. Поэтому данный подсегмент, на мой взгляд, является едва ли не самым важным в отчете.

За 2024 год мы увидели существенно улучшение рентабельности по EBITDA. Даже в четвертом квартале при всех обстоятельствах она улучшилась на треть. Однако нельзя сказать, случилось ли такое за счет Маркета или же за счет рывка по рентабельности в других сегментах. Известно, что Лавка и Еда начали работать в плюс. Насколько именно, а также что с Маркетом — подробно компания не раскрывает. Посмотреть было бы интересно.

Годовой GMV в 956 млрд рублей – это на уровне "Озона" конца первой половины 2023 года (LTM). "Озон" вышел на рентабельность по EBITDA при годовом обороте в 1,75 трлн рублей. Если исходить из этой логики, то подсегменту "Яндекса" нужно прибавить еще около 80%. Сделать это реально за полтора года. Но, скорее всего, срок может быть и меньше, ведь подсегмент включает в себя уже прибыльные Лавку и Еду. В общем, смотрим дальше.

"Яндекс". Сильный отчет за 2024 год

Подсегмент "Доставка и другие O2O-сервисы"

Q42024:
▪️GMV: 93,2 млрд (+50% г/г)
▪️Выручка: 23,4 млрд (19% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: -2,4 млрд (46% г/г)
▪️Рентабельность EBITDA: -2,6% (+0,1 п.п.)

2024:
▪️GMV: 299,3 млрд (+59% г/г)
▪️Выручка: 76,3 млрд (38% г/г)
▪️Скорр. EBITDA: -2,4 млрд (46% г/г)
▪️Рентабельность EBITDA: -2,6% (+0,1 п.п.)

Сама Доставка прибыльна уже около полутора-двух лет. Успешно развивается по модели такси. В минус подсегмент выводят "другие О2О сервисы", куда "Яндекс" сгружает все, что относится к сегменту мобильности, но пока не попадает в "Райдтех" или "Электронную коммерцию". Видимо, чтобы не портить их финансовые показатели.

Что касается других сегментов ("Плюс и развлекательные сервисы", а также "Объявления"), то с финансовой точки зрения особого интереса для анализа они не представляют, так как вклад в EBITDA околонулевой. Однако они важны с точки зрения эффективности работы всей экосистемы, поскольку обеспечивают пользователю доступ к широкой палитре необходимых услуг, удерживая его в сервисах "Яндекса". Выделю количество подписчиков "Плюса". Их уже практически 40 млн! Увеличение на 29% за год. Результат отличный.

Кратко обращу внимание на сегмент "Прочие бизнес-юниты и инициативы". Здесь сконцентрированы в основном перспективные, но отдаленные с точки зрения окупаемости проекты. Такие, как беспилотные автомобили, финтех, роботы-доставщики и т.д.

Судя по росту выручки на 57% за год (с 78,7 до 124 млрд рублей) эти самые инициативы развиваются высокими темпами. Однако генерируют все больший убыток по EBITDA (53,8 млрд против 32,7 млрд в 2023 году). Да и рентабельность не улучшается. Но это те проекты, которые могут дать серьезную отдачу через 5-7 лет. Ведь лет 12-15 назад сильно убыточным был сервис Такси, а сейчас он же генерирует для "Яндекса" хорошую прибыль. Плюс, в данный сегмент зашиты расходы на строительство штаб-квартиры на Воробьевых горах. В 2025 году уже должны сдать объект.

Отдельно остановлюсь на расходах по вознаграждению сотрудников компании акциями. В 2024 году на эти цели было направлено 92,2 млрд рублей. Практически вся скорректированная чистая прибыль. По заявлениям менеджмента, это было связано с большой работой по переезду компании в Россию. А впредь объем вознаграждения будет на "десятки процентов" меньше. Сколько именно – не понятно. Но известно, что доп. эмиссия будет составлять 2-2,5% от общего объема акций. В принципе, развитие небольшое, учитывая сильно двузначные темпы роста компании.

И о прогнозах. На 2025 год "Яндекс" прогнозирует рост выручки на 30%+ (минимум до 1,422 трлн рублей), а также рост EBITDA на 33%+ (минимум до 250 млрд рублей). Мне представляется, что по EBITDA, учитывая рост рентабельности подсегмента "Электронная коммерция" и прекращение затрат на строительство штаб-квартиры, результат может быть лучше.

В настоящий момент (на вечер 24.02.2025) капитализация "Яндекса" составляет примерно 1,7 трлн. Форвардный мультипликатор EV/EBITDA выходит ровно 7х. В целом, недорого по-прежнему. Но уже и не дешево, как по <4000 за акцию. Тогда акции "Яндекса" были одной из лучших идей на рынке. Сейчас "Яндекс" в шорт-лист таковых уже, на мой взгляд, не входит. Однако для долгосрочных инвесторов бизнес IT-компании является стабильным и относительно прогнозируемым.

Больше материалов на инвестиционном канале "Портфель Двинского". Авторский взгляд на фондовый рынок:

t.meПортфель Двинского

Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией

Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!