Brexit — не единственная причина топливного кризиса в Великобритании
Brexit — одна из причин паники на британском рынке, но не единственная. То, что мы видим сегодня в Великобритании, является системной проблемой, которая растет уже много лет
— То, что мы наблюдаем в последние недели, на самом деле является панической атакой со стороны клиентов. Причиной тому стала утечка информации в СМИ, то есть публикация переговоров представителей различных секторов бизнеса и государства. Они показали, что предложение было низким. При нехватке запасов многие люди внезапно обнаруживают, что если определенного продукта недостаточно для всех, то вам нужно получить его быстро. Это вызывает так называемую панику по магазинам.
Согласно заявлениям ведущих игроков топливного рынка, на самом деле в Великобритании нет особых аварийных ситуаций, когда дело касается транспортного топлива. Есть подозрение, что этими утечками манипулировали. Со структурной точки зрения это не должно быть большой проблемой. Тем не менее, конечно, есть проблема, и вы должны спросить себя, где настоящий источник. Первый источник — дефицит водителей на рынке. Это затрудняет распространение топлива и других товаров в Великобритании и время от времени вызывает голоса о пустых полках в магазинах. Однако это не вопрос неплатежеспособности Великобритании, плохой работы портов или внезапного обвала внутреннего производства. Это в первую очередь проблема внутреннего транспорта и распределения, — добавляет аналитик.
— Ценовая конкуренция на рынке транспортных услуг внутри стран ЕС после 2004 года означала, что профессия водителя перестала быть привлекательной для коренных британцев, которым приходилось конкурировать с сотрудниками из новых стран ЕС и иметь британские расходы на жизнь и эксплуатацию. В результате британские компании, как правило, нанимали водителей из Центральной Европы или даже привлекали транспорт для компаний из Прибалтики и Польши. Напомним, что до пандемии Польша имела видимый профицит в экспорте услуг в Великобританию за счет транспорта. И это со временем привело к сокращению количества вновь обученных водителей в Великобритании. Желающих заниматься этой профессией просто не было. Есть и второй аргумент. Британское правительство заявило, что профессия водителя такая же, как и любая другая профессия, и доступ на британский рынок труда в этом отношении будет ограничен. И это должно было вызвать импульс, противоположный тому процессу, который мы наблюдали много лет. Он объясняет, что это одно из основных предположений сторонников Brexit, включая нынешнее британское правительство и его избирателей — необходимость защиты рынка труда для квалифицированных рабочих.
— Итак, у нас сейчас в Великобритании спор между работодателями и работниками по поводу ставок заработной платы. Федерация розничных торговцев и Федерация транспортных предпринимателей заявляют, что при такой нехватке рабочих дверь должна быть широко открыта для найма водителей из Европейского Союза. Противоположное мнение высказывают ассоциации водителей. Они показывают, что 100 000 британских водителей с соответствующей профессиональной квалификацией, все больше заинтересованы в возвращении в профессию под влиянием быстро растущей заработной платы.
Подводя итог, можно сказать, что важным элементом нынешней ситуации является спор о принципах функционирования рынка труда, возникший в результате свободы регулирования, восстановленной Соединенным Королевством после Brexit. Известно, что предпринимателям нужен легкий доступ к сотрудникам и относительно низкие расценки. Водителям, конечно, хотелось бы прямо противоположного. Правительство пытается лавировать между ними, — заключает эксперт.