Видит ли Россия «подводные камни» строительства новых АЭС в Турции, выброшенные прямо на берег

Видит ли Россия «подводные камни» строительства новых АЭС в Турции, выброшенные прямо на берег

Последний проект «Росатома» в Турции оказался, мягко говоря, не выгодным для России, об этом говорят факты, имеющиеся в свободном доступе.

И вдруг, после последней встречи российского и турецкого президентов в Сочи, стало известно о намерениях Анкары заказать Москве строительство ещё 2-х АЭС на черноморском побережье Турции, в Синопе и Игнеаде.

По мнению политэкспертов, Турция таким способом пытается отвлечь Россию от сложившейся напряжённой обстановки в сирийском Идлибе, где сейчас ВКС РФ и правительственные войска Сирийской Арабской Республики готовятся к реваншу.

Что ждёт Россию на тёплом черноморском побережье Турции можно понять, рассмотрев уже реализуемый проект «Росатома» — АЭС «Аккую», первый энергоблок которой заработает в 2023 году. После запуска всех
4-х энергоблоков АЭС «Аккую» Анкара получит совокупную мощность в 4800 МВт.

Креатив бизнес-модели этого проекта — «строй-владей-эксплуатируй» (англ. — BOO, Build-Own-Operate), в том, что Россия не сможет традиционно ограничиться последующим обслуживанием в качестве технического консультанта, и не будет исключительно поставщиком топлива и прочих расходников после сдачи АЭС в эксплуатацию.

Дочерней структуре «Росатома» будет принадлежать 99,2% акций, поэтому окупаемость проекта исключительно ляжет на плечи госкорпорации.

Обязательств по выкупу определённых объёмов электроэнергии по фиксированной цене у Турции нет. Первые 15 лет, Анкара согласилась покупать 70% сгенерированных объёмов с первых двух энергоблоков по цене $12,35 за кВт/час, и 30% от генерации с двух последующих.

Но и это не всё. После того, как Россия выйдет на окупаемость АЭС, Турция будет получать 20% от чистых доходов электростанции. Когда «Росатому» удастся отбить вложенные в проект $22 млрд. — большой вопрос.

Строительство новых АЭС не спонтанная идея турецких властей. В городе Синоп электростанцию планировали строить давно, а реализовать «турецкую мечту» должны были Япония и Франция, но в цене стороны не сошлись. За время переговоров стоимость выросла с $22 млрд. до $44 млрд.

Там же планировалось создать центр ядерных технологий. Эрдоган давно заявляет о стремлении Турции стать ядерной страной. Ввиду высокой стоимости от услуг франко-японского консорциума туркам пришлось отказаться, но с технической точки зрения Синоп наиболее подготовленная площадка для реализации нового атомного проекта

Проект в черноморском Инглеаде, в 10 километрах от Болгарии, должны были строить китайцы, запуск анонсировали в 2023 году, но …

Для России «подводные камни» турецкого побережья видны не вооружённым глазом, их выбросило прямо на берег.

Во-первых, зачем России три АЭС бизнес-модели BOO (Build-Own-Operate), перспективы окупаемости которой очень сомнительны, а о прибыли и говорить не приходится.

Во-вторых, долгосрочное сотрудничество с Турцией с политической точки зрения абсолютно ненадёжно. Россия и Турция уже имеют конфликт геополитических интересов в Сирии, Ливии, Нагорном Карабахе, Туркменистане и в Средней Азии, и этим перечнем он не ограничится.

Предположение привязать турок поставками и обслуживанием АЭС — просто наивно. Турция легко национализирует, в случае чего, стратегические объекты энергетической инфраструктуры.

Американцы отработали на украинских АЭС технологию адаптации своего ядерного топлива к российским реакторам, а, значит, обязательно предложат туркам «кинуть» русских. Иными словами, в случае обострения отношений с Турцией Россия может разом потерять около
$66 млрд.

В-третьих, недавняя «ссора», разыгравшаяся между Австралией-США-Францией, наводит на мысль — а как отреагирует Китай, потеряв многомиллиардный контракт — ведь Россия сегодня выстраивает дружественные отношения с КНР.

В-четвертых, зачем России самой создавать специфическую инфраструктуру и обучать турецких специалистов, тем самым помогая Турции развивать атомную программу? В перспективе Анкара легко переведёт атомную программу на военное направление, ядерное оружие — вожделенная мечта возрождаемой Эрдоганом Великой Османской империи.

В-пятых, реализация этого проекта на корню «похоронит» перспективу российско-иранского сотрудничества. Анкара и Тель-Авив — давние военные партнёры. Израиль, атакуя учёных-ядерщиков и ядерные объекты в Иране, давно занял место главного врага Ирана.

Обострение ирано-азербайджанского противостояния как нельзя на руку России в плане сдерживания турецкой экспансии на Южном Кавказе. Зачем дразнить персов и превращать их из потенциальных партнёров, как это было в Сирии, в скрытых противников, затаивших обиду и мечтающих отомстить?

Очень хочется верить, что уменьшение ударов ВКС РФ по позициям протурецких боевиков на севере Сирийской Арабской Республики не связано с разменом деэскалации в сирийском Идлибе на мифические АЭС в Турции, на строительство которых придётся брать средства из ФНБ — неужели им не найдётся достойное применение внутри страны.

В СУХом ОСТАТке получается, что связываться с турками не стоит, и тем более вязнуть в финансовой зависимости от них. Османы легко продают своих партнёров, тем более исторических геополитических противников.