Польский суд постановил, что законы ЕС несовместимы с его конституцией
Страна делает большой шаг к «легальному полекситу» на фоне споров между
Конституционный суд Польши постановил, что некоторые законы ЕС находятся в противоречии с конституцией страны, сделав важный шаг в направлении «легального полексита» в решении, которое может иметь далеко идущие последствия для финансирования Варшавs Евросоюзом и будущих отношений с блоком.
Суд, легитимность которого оспаривается после нескольких назначений судей, лояльных правящей националистической партии «Право и справедливость» (ПиС), заявил в четверг, что некоторые положения договоров ЕС и постановлений судов ЕС противоречат высшему закону Польши.
«Это правовая революция, — сказал Рене Репаси, профессор международного и европейского права в университете Эразма в Роттердаме. — По общему мнению, это арестованный суд, но это самый верный шаг к законному выходу из ЕС, когда-либо сделанный национальным судом».
Правительство, возглавляемое ПиС, вовлечено в продолжающуюся и все более острую серию споров с блоком, насчитывающим 27 членов, по самым различным вопросам, от судебных реформ и свободы СМИ до прав ЛГБТ.
Премьер-министр Польши Матеуш Моравецки возбудил дело в марте, утверждая, что Брюссель не имеет права вмешиваться в судебные системы стран-членов ЕС, а реформы правительства были необходимы для устранения влияния коммунистической эпохи.
Варшава отрицает свое влияние на судебные решения, но правительство часто обвиняют в политизации судов, в том числе Конституционного суда, который начал слушание дела в августе, но дважды откладывал свое решение.
Примат европейских законов над национальными является ключевым принципом европейской интеграции, и польские оппозиционные политики неоднократно заявляли, что их вызов ставит под угрозу долгосрочное будущее Польши в ЕС, а также стабильность самого блока.
«Примат конституционного права над другими источниками права прямо вытекает из конституции Республики Польша, — написал в Твиттере официальный представитель правительства Петр Мюллер. — Сегодня (еще раз) это было четко подтверждено конституционным судом».
Даниэль Фройнд, член Европарламента, член бюджетного комитета Европейского парламента, заявил, что Польша «прощается с европейским правопорядком» и потребовал финансовых последствий, как только решение станет юридически обязательным. «Без европейского правопорядка не может быть выплаты субсидий ЕС», — сказал он, добавив, что утверждение плана восстановления Польши Европейской комиссией теперь также «является абсолютным табу». Мы, мол, не можем переводить миллиарды государству-члену, не имея возможности юридически гарантировать, что деньги доходят до тех, для кого они предназначены.
Два судьи в составе Конституционного суда выразили несогласие с этим решением, но большинство заявили, что членство Польши в ЕС не дает судам ЕС высшие юридические полномочия и не означает, что Польша передала свой суверенитет ЕС. По их словам, ни одна государственная власть в Польше не может согласиться на внешнее ограничение своих полномочий. Однако представители уполномоченного по правам человека страны утверждали, что Польша согласилась уважать правовой порядок ЕС, когда она присоединилась к блоку в 2004 году.
«Это конфедерация антидемократических сил против членства Польши в Европейском Союзе», — написал в Твиттере проевропейский юрист, критикующий правительство, Михал Ваврикевич, назвав это «чёрным днем» в истории страны.
Лоран Печ, профессор европейского права в университете Мидлсекса, сказал, что польские власти «спроектировали (неконституционный) полексит в соответствии с законодательством ЕС», чтобы «установить систему правосудия советского типа, чтобы автократизация могла происходить без помех». Но заместитель министра иностранных дел Павел Яблоньский настаивал на том, что постановление, признающее верховенство национальной конституции, не будет нарушать договоры о членстве в ЕС, утверждая, что вместо этого оно изменит их определение.
Европейский парламент в прошлом месяце принял резолюцию, призывающую Моравецкого прекратить рассмотрение дела, подчеркнув «фундаментальный характер верховенства права ЕС как краеугольного принципа права ЕС».
Постановление Конституционного суда, председатель которого Юлия Пжилембска является сторонницей правительства, гласит, что конституция является высшим законом в Польше, и каждое международное соглашение или договор, будучи более низкими по рангу, должны уважать этот высший закон.
Критики правительства ранее предполагали, что неоднократные отсрочки решения Коституционного суда были попыткой Варшавы оказать давление на Брюссель, чтобы утвердить планы Польши потратить 57 миллиардов евро из фондов восстановления ЕС, чтобы помочь возобновить экономический рост, пораженный пандемией.