Брюссельские напевы ереванских фантазёров: миражи армянской «евроинтеграции»

Брюссельские напевы ереванских фантазёров: миражи армянской «евроинтеграции»

Переговоры по новой повестке дня партнерства с Евросоюзом практически завершены, рассказал 25 февраля в парламенте заместитель министра иностранных дел Паруйр Ованнисян. По его словам, Ереван и Брюссель работают над новым партнерским документом, однако его содержание чиновник держит в глубокой тайне, отделываясь общими фразами: «Это документ, который изменит существующую правовую основу и углубит двусторонние отношения. Как только процесс завершится и будут достигнуты новые договоренности, мы установим новую планку для нашего сотрудничества». Интересно, что ранее глава комиссии Национального собрания по вопросам евроинтеграции Арман Егоян говорил о том, что партнерство с Европой будет происходить в рамках Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве (CEPA).

Не вносят ясности и расплывчатые формулировки главы делегации ЕС в Армении Василиса Маргоса, не желающего раскрывать подробности нового партнерства и отделывающегося общими фразами о продолжении переговоров и «за всё хорошее», что свидетельствует, мягко говоря, о дефиците позитивной повестки.

Брюссельские напевы ереванских фантазёров: миражи армянской «евроинтеграции»

Между тем, резкий разворот Армении от ЕАЭС в сторону ЕС непонятен с экономической точки зрения, заявил недавно, отвечая на вопрос агентства ARKA о рисках для национальной экономики в случае, если она последует по пути евроинтеграции, бывший министр финансов, международный консультант по общественным финансам Вардан Арамян: «Не думаю, что правительство не понимает, что резкий разворот с экономическим эффектом может оказаться крайне болезненным для нашей экономики».

В контексте негативных последствий для армянской экономики он сослался на право России в рамках регуляций ЕАЭС, применить таможенные пошлины на газ, экспортируемый в страну, не являющуюся членом ЕАЭС: «Можно рассчитать, во сколько это обойдется экономической реальности Армении». Разумеется, новая ситуация отразится не только на потребителях, но и ударит по конкурентоспособности экспортеров.

«Я уже не говорю о тех экономических потоках, которые были у нас в последнее время с учетом интеграции с экономикой ЕАЭС, что серьезно облегчило торговлю», – добавил В. Арамян.

По данным статистической службы, внешнеторговый оборот Армении по итогам 2024 года составил примерно 30,2 млрд. долл. при росте на 41,5% по сравнению с позапрошлым годом. Товарооборот с ЕАЭС составил 12,7 млрд. долл. (рост на 54%), в то время как с ЕС – только 2,3 млрд. долл. (спад на 11,7%).

Арамян задался вопросом о преимуществах, которые даёт прошедший 12 февраля первое чтение в парламенте законопроект, выходящий за рамки заключённого ещё в 2017 г. и вступившего в силу в 2021 г. того самого Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и Евросоюзом (CEPA): «Это соглашение включает в себя практически все направления, за исключением тех, которые регулируются законодательством ЕАЭС, поскольку невозможно быть в одной экономической структуре и интегрироваться в другой экономический блок. Это экономически бессмысленно. Я до сих пор не понимаю экономического смысла принятия этого закона, и склонен считать, что это делается для получения политических дивидендов».

Схожее мнение высказывал ранее вице-премьер правительства РФ Алексей Оверчук: «Решение здесь очевидное. Открытие рынков с Евросоюзом будет означать закрытие льготных рынков в ЕАЭС. Иначе пострадают наши производители в Евразийском экономическом союзе, это очевидно». Далее, гипотетическое обнуление для ввозных вывозных таможенных ставок Армении с ЕС будет «автоматически означать возвращение к таможне и таможенному тарифу с ЕАЭС». В случае торжества безрассудной евроинтеграции, согласно имеющимся оценкам, одномоментно импорт из РФ подорожает минимум в полтора раза, в то время как экспорт из Армении в РФ-ЕАЭС подорожает не менее чем вдвое, что приведет к его неизбежному падению. И навряд ли это даже частично скомпенсируется торговлей с «благословенной» Европой.

Вообще, заунывные мантры армянских чиновников о диверсификации экономики не выдерживают столкновения с реальностью. Торговля с ближайшими соседями – Грузией и Ираном – стагнирует, с Западом (США и ЕС) – неуклонно падает. ЕАЭС, как уже было сказано – это на 90% торговля с РФ, растущая за счёт реэкспорта по мере усиления западного санкционного давления на Россию после начала СВО.

Упомянутый законопроект о начале процесса евроинтеграции предусматривает сотрудничество в вопросах политического диалога, торговли, инвестиций, экономики, права и культуры. Акцент в нем сделан на устранении торговых барьеров, но соглашение, подчеркнем, вовсе не подразумевает вхождение Армении в зону свободной торговли с ЕС. Хотя именно такой режим эффективно работает в торговых взаимосвязях Армении с РФ другими странами ЕАЭС. Доля России в армянской внешней торговле растет: 35% (7,3 млрд долл. из 20,7 млрд долл.) в 2023 г. и примерно 42% (11,1 млрд долл. из 26,5 млрд долл.) в 2024-м.

Евросоюз и ЕАЭС несовместимы, так как каждая из организаций имеет свои экономические отношения, рынок продукции, товарооборот, расчеты, полагает первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ Виктор Водолацкий. Кроме того, вступая в ЕС (речи о чём пока не идёт) «Армения может автоматически стать тем каналом, по которому будут идти к нам и в целом в ЕАЭС сомнительные товары «третьего » сорта. Это будет просто вредить нашей экономике и здоровью наших людей, что тем более недопустимо».

Примечательна также точка зрения старшего экономиста компании «Модекс» Армине Петросян: «С весны 2022 г. структура внешней торговли Армении существенно изменилась, доля России в ней резко возросла и уже достигла около 40 %. В основном это связано с фактором роста реэкспорта. Западные санкции против РФ открыли окно возможностей для армянских бизнесменов в плане реэкспорта – тем более что Армения и Россия являются членами ЕАЭС и имеют право вести свободную торговлю. В результате резко увеличился и экспорт из Армении».

В 2022 году Армения начала экспортировать в Россию и вскоре значительно увеличила экспорт такой продукции, как электрооборудование и машины, транспортные средства, вычислительные машины, другие механические устройства и оборудование, приборы, используемые в медицине, бытовая техника, что уже тогда составило более 40% экспорта Армении в Россию: это «однозначно реэкспорт, ибо в нашей стране подобная продукция не производится».

Кроме того, А. Петросян отметила, что за 2022-24 гг. также увеличились иностранные инвестиции в Армению, что происходило в основном за счёт активного притока именно российского капитала: «…капитал перетек из России в основном в армянские банки, и наши банки начали вкладывать средства в иностранные ценные бумаги, покупать зарубежные облигации. Это увеличило портфельные инвестиции в Армению / из Армении. Чистый приток портфельных инвестиций в Армению благодаря российскому фактору увеличился примерно в 19 раз».

На фоне разброда и шатаний на Западе растущих противоречий по берегам Атлантики «попытки Армении закрепиться в орбите ЕС выглядят, мягко говоря, бесперспективными, – отмечает политолог Арман Гукасян. – Двери в Европу, которые на словах приоткрыты, по факту остаются герметично закрытыми, как отсеки подводной лодки. Уже сейчас очевидно, что ЕС не готов даже к обсуждению полноценной интеграции Армении. Напомню, что ранее официальный представитель внешнеполитической службы Евросоюза Питер Стано прямо заявил, что переговоры Армения – ЕС не имеют ничего общего с возможностью кандидатуры на членство в организации. И даже новые кандидаты, включая Украину и Молдову, уже сталкиваются с реальными препятствиями». Возможно, за грандиозную победу будет выдаваться возможная частичная либерализация визового режима, которая очевидным образом не затронет абсолютное большинство армянских граждан, однако может некоторое время использоваться в качестве инструмента манипуляции общественным мнением.

Алексей Балиев