«Аллигатор» для Китая. КНР очень хочет морскую версию — Ка-52К «Катран» — нужна ли России такая сделка?
После разгона китайских диссидентов на площади Тяньаньмэнь, КНР была надолго лишена доступа к западным военным технологиям и стала одним из самых активных покупателей российских, а честнее позднесоветских оружейных разработок. Продажа оружия Китаю всегда несла большой риск, ибо воровство интеллектуальной собственности, по мнению экспертов, было поставлено в Поднебесной на поток. Особенно пострадали от этой практики отечественные оружейные концерны. Китайские истребители, танки и комплексы ПВО, то есть самое востребованное и дорогое на рынке оружие, неизменно имеют в генезисе наши виды вооружений. Основной китайский танк Тип-99 это глубокая модернизация старичка Т-72, самый массовый китайский истребитель Шэньян J-11 — развитие семейства «Фланкеров» Су-27 (здесь КНР приобрела официальную лицензию). Базовый зенитно-ракетный комплекс Хунци-9 (HQ-9, FD-2000), в начальной комплектации, ведёт родословную от комплекса С-300.
Но справедливости ради нужно сказать, что в последнее десятилетие китайский ВПК и сам научился создавать технологии и производить почти всю линейку современных вооружений. Манера «заимствовать» оригинальные технические решения никуда не делась, но это случается всё реже. А официальная покупка сторонних образцов военной техники происходит лишь в единичных случаях и стала своеобразным знаком качества для иностранных оружейных систем. Типичные примеры — истребитель Су-35 и ЗРК С-400, приобретенные для нужд НОАК без оглядки на санкционное давление США, в рамках закона CAATSA. Мнение китайцев стало своеобразным маркером для стран Юго-Восточной Азии, зорко следящих за тем, какие системы покупают военные Поднебесной. Теперь в их поле зрения оказался новейший российский вертолёт Ка-52К «Катран», морская версия знаменитого Ка-52 «Аллигатор».
«Катран» понадобился китайцам для серии их новых вертолётоносцев Тип-75 (Универсальных десантных кораблей), которые местные эксперты называют мини-авианосцами. Каждый такой корабль способен принять на борт взвод танков, до 900 морских пехотинцев и до 30 тяжелых ударных вертолётов морского базирования.
Принять-то он готов, но проблема в том, что корабли этого типа уже построены, один даже находится в строю, а достойной ударной машины для них нет, и в ближайшие годы не предвидится. Серия морских вертолётов «Z» (Z-8, Z-20) так пока и не вышла из рамок опытных машин, и местные специалисты уверены, что понадобится несколько лет, чтобы довести их до серии. В данном случае российский Ка-52К, становится единственной известной альтернативой.
Китайцы следят за развитием «Аллигатора» довольно давно. Их пресса нередко представляла вертолёт, как одну из самых передовых российских разработок. В последнее время, анимационные презентации китайских десантных кораблей тип 75 всё чаще делаются с российскими вертолётами на борту.
А на днях англоязычное издание КНР South China Morning Post, которое в неформальной форме выражает мнение руководства Коммунистической партии Китая, опубликовало большой материал о предметном интересе китайцев к российской разработке, вплоть до нескольких визитов тамошних специалистов на заводы-производители вертолётов и узлов для них в России. Инсайдеры китайского министерства Обороны сообщают о партии чуть более 30 машин, для трёх вертолётоносцев. Как довольно откровенно выразился один из экспертов издания, близкий к руководству НОАК:
«Ключевая проблема заключается в том, что китайские авиастроители все еще не могут произвести тяжелый вооруженный вертолет, который мог бы удовлетворить боевые потребности вертолётоносца типа 075. Сделка по Ка-52К была бы беспроигрышной для Пекина и Москвы-России нужны деньги для поддержки своей оборонной промышленности, в то время как Китаю нужно выиграть время”
В чем проблемы этой сделки для России — вполне понятно. Китайцы явно позаимствуют технические решения и рано или поздно доведут до ума свою серию «Z». Но с другой стороны, китайцы будут упирать на союзнические отношения, а ссориться с ними сейчас по таким вопросам было бы весьма несвоевременно. Да и покупка китайцами российских вертолётов могла бы дать позитивный сигнал другим игрокам азиатского рынка вооружений, как уже было с зенитно-ракетным комплексом С-400. Так что тут есть над чем задуматься. А вы что думаете по этому поводу?