Казахстан, Китай и 40 дней ожидания: новый «скоростной» маршрут в обход России. Кому выгодно?

Казахстан, Китай и 40 дней ожидания: новый «скоростной» маршрут в обход России. Кому выгодно?

Когда Китай и Казахстан анонсировали очередной грузовой маршрут в Европу, минуя Россию, это звучало так, будто они открыли секретный портал в альтернативную реальность. Поезд с телевизионными компонентами отправился из Чэнду в Лодзь через Казахстан, Туркменистан, Иран и Турцию. Время в пути — 40 дней. «Быстро и надежно!» — рапортуют «Казахстанские железные дороги». Хотя, если вдуматься, 40 дней — это дольше, чем срок доставки пиццы в глухой деревне. Но кто считает, когда речь идет о «стратегической роли транзитного хаба»?

«Гибкость и надежность»: или как продать слоновью скорость как преимущество.

Маршрут Чэнду–Лодзь преподносится как прорыв в логистике. Но давайте начистоту: 40 дней для железной дороги — это как бежать марафон в ластах. Для сравнения, путь через Россию занимает около 14–18 дней. Да, Китай, конечно, «озабочен» диверсификацией маршрутов после 2022 года, но когда поезд ползет через четыре страны, два моря и горы бюрократии, слово «скорость» лучше брать в кавычки.

Зато как красиво звучит: «Туркменистан, Иран и Турция — наши новые лучшие друзья!». Интересно, успели ли они договориться, кто будет чинить пути, когда (не если) что-то пойдет не так? Впрочем, Казахстан уже тренировался на других проектах. Например, в 2022 году стартовал маршрут через Каспийское и Черное моря — там грузы плывут, едут, потом снова плывут. Наверное, это и есть та самая «гибкость»: когда ваш контейнер успевает загореть, пока добирается до пункта назначения.

Стратегический хаб: Казахстан или Туркмения? Да какая разница!

«Запуск сервиса подтверждает стратегическую роль Казахстана как ключевого транзитного хаба», — заявляют в КТЖ. Чувствуете, как пахнет шаблоном? Такое же заявление могла бы выдать Туркмения, Узбекистан или даже Антарктида, если бы там проложили рельсы. Но пока что Нур-Султан собирает геополитические дивиденды, раздавая интервью о «новой эре логистики».

Хотя, справедливости ради, Казахстан действительно становится важным игроком в игре Китая «Обойди Россию любой ценой». С 2022 года Пекин вложил в казахстанскую инфраструктуру более $3 млрд. Результат? Порт Актау на Каспии теперь грузит в 1,5 раза больше контейнеров, а железные дороги страны обрабатывают на 30% больше транзита. Вот только вопрос: не превратится ли Казахстан в «вечного курьера» между Китаем и Европой, пока сам Китай строит планы на Луну?

Почему Китаю так полюбились обходные пути?

Ответ прост: санкции, санкции и еще раз санкции. После 2022 года Запад начал давить на компании, работающие с Россией, и Пекин, как прагматик, решил подстраховаться. «Шелковый путь 2.0» теперь напоминает паутину: если один маршрут закрывается, грузы потекут по другому. А Казахстан, Туркменистан и Иран — идеальные «неприкасаемые» партнеры, которых Запад трогать не станет. Ну или пока не станет.

Но есть нюанс: все эти обходные пути удлиняют логистические цепочки и повышают стоимость перевозок. По данным Всемирного банка, транспортировка через «средний коридор» (Каспий–Турция) на 15–20% дороже, чем через Россию. Зато Китай может спать спокойно: его товары не застрянут где-нибудь под Брянском из-за внезапных политических ветров.

А что Россия? Спокойствие, только спокойствие.

Москва, впрочем, сохраняет олимпийское спокойствие. «Наш Транссиб по-прежнему самый быстрый путь в Европу», — заявляют российские чиновники. И они правы: пока альтернативные маршруты соревнуются в экзотике («поезд + паром + верблюд»), Транссибирская магистраль перевозит 70% всего евроазиатского транзита. Да, Китай страхуется, но полностью отказаться от российских маршрутов он не сможет — себе дороже.

Впрочем, Казахстан уже потирает руки: в 2023 году объем транзита через страну вырос на 25%, а к 2030 году планируется удвоить пропускную способность железных дорог. Главное — не забыть, что быть «хабом» — это не только сбор пошлин, но и ответственность. Например, когда Иран внезапно захочет обсудить «политические вопросы» в обмен на беспрепятственный транзит.

Китай играет в «Монополию», а Казахстан собирает жетоны.

Новый маршрут — это не про скорость, а про риск-менеджмент. Китай диверсифицирует пути, Казахстан зарабатывает на транзите, а Европа получает телевизоры… когда-нибудь. 40 дней в пути? Возможно, скоро это станет новым стандартом «быстрой доставки» — например, для тех, кто не спешит жить.

Но главная ирония в другом: пока все восхищаются «обходом России», сам Китай продолжает использовать российские маршруты. Потому что геополитика — это как шопинг: лучше иметь несколько карт в кошельке. А Казахстан? Он пока учится балансировать между большими соседями. Как говорится, «хабом быть нелегко, но если повезет — можно стать незаменимым. Или хотя бы дорогим».

Если через год этот маршрут назовут «успешным», несмотря на сроки, помните: в логистике, как и в любви, главное — не скорость, а умение красиво подать. Ну и чтобы телевизоры всё-таки доезжали. Желательно, в рабочем состоянии.