Глуши мотор: Чехия приостанавливает работу ведущего автопроизводителя на время
После того, как все требовали финансово-экономического ответа для Чехии за её фальсификацию с распроданными с задымленными складами, не прошло и пол года, как ситуация в чешской экономике коренным образом изменилась. Совсем недавно мы с читателями анализировали чешский бюджет и совместно пришли к выводу, что чешская экономика во многом развивается на фундаменте финансирования за счёт недорогих углеводородов из России. Чешская экономика использует ресурсы из России в качестве основы для производства товаров с высокой добавленной стоимостью.
Очевидно, что точно к такому-же выводу пришла и специальная российская комиссия, которая была сформирована из разных профильных ведомств, чтобы дать скоординированный ответ на чешскую недружественную фальсификацию. Не успела ещё комиссия выработать ответ, как начались совпадения, которые ознаменовались сперва подорожанием металла, который увеличился в цене в несколько раз.
Последующий далее резкий взлёт цены на газ показал, углеводороды оказывается играют решающее, ключевое значение при производстве и крупнейший чешский автомобильный концерн Шкода оказался вынужден приостановить работу своих заводов из-за высоких цен на металл и газ. Разумеется руководство концерна говорит о нехватке электронных компонентов, чтобы сделать вид, что подорожание в несколько раз металлов и газа — это вовсе не главная причина.
Всего в Чехии на заводах Шкода работает около 40 тыс. человек, включая обслуживающие компании и смежные отрасли типа общепита и ремонтников — эта цифра ещё больше, сокращение рабочих мест для них было бы нежелательно. Для чешского бюджета остановка заводов тоже нежелательна из-за финансовых потерь, ведь автомобильные заводы чешской компании занимают 25% от общего производства в республике.
В компании говорят о нехватке каких-то там полупроводников и производство из-за этого будет простаивать ещё целый год, может меньше, пока не напечатают и не раздобудут эти необычайно редкие полупроводники. Хотя скорее всего чтобы полностью восстановить производство в прежнем виде производителям придётся подождать до 2023 года, странные чипы, редкие наверное очень, затормозили производство на год? Тут дело явно в другом.
Руководство Шкоды говорит о неполной сборке и простаивании в цехах долгие месяцы менее 60 тыс. автомобилей на заводах, которые не могут попасть к своим покупателям из-за нехватки электронной начинки, но дело здесь определённо гораздо хуже, чем просто какие-то полупроводники. Спрос на автомобили упал и себестоимость выросла в несколько раз из-за подорожавших углеводородов настолько, что люди не хотят покупать задорого и предпочитают другие более качественные марки авто за такую цену.
Такое ощущение, что после подорожания углеводородов конвейеры просто встали на месте на разных стадиях в цехах и нет финансов, чтобы продолжить цепочку производства. Чешские заводы просто не могут закончить производственную линию, себестоимость значительно увеличилась, а это не было предусмотрено в бюджете компании. Руководство не будет работать в убыток и решило просто приостановить работу заводов. Насколько это решение оправдано хотелось бы обсудить. Ради недостающих электронных проводков заводы бы не приостанавливали.
Работники концерна теперь получают всего 85% от своей зарплаты и эта ситуация может продлиться ещё не один год. Ожидание консервации производства на трёх крупнейших заводах до конца 2021 года уже принесло огромные финансовые потери чешскому бюджету. Всё-таки четверть от всего производства — это немало, на эту отрасль приходится и соответствующая доля расхода газа и металла.
Но самое неожиданное в этой ситуации то, что иностранные автомобильные концерны не будут ждать простаивающие цеха долгие годы, они примут решение вывести производство к себе на родину. Именно так сразу поступят немецкие производители, чтобы во первых удешевить производство и во вторых — дать политические рычаги партийным кандидатам, которые будут использовать новые рабочие места в предвыборной игре.
Интересно будет узнать чем закончится эта история, выведут ли немецкие автоконцерны своё производство из Чехии? К этому ещё обязательно стоит вернуться, как только что-то изменится.