Без права на газ, но с русофобией. Как украинские элиты приблизили газовую катастрофу…
Украинские власти подняли истерию по поводу начала транзита российского природного газа в Венгрию по газопроводу «Балканский поток» (БП). Специально для своих читателей и гостей канала я подготовил пересказ этой статьи с частью собственных комментарий к ней.
Истерия вызвана двумя факторами, от которых нет спасения для Украины при правящей элите — трусливой и недальновидной.
Первый фактор — это страх ответственности за такую недальновидность и неспособность взглянуть на проблемы комплексно. Например, за то, что власть так яростно и громко боролась против газопровода «Северный поток-2», что не обратила внимания на ближайшую опасность — южную «трубу», которая так же реальна и разрушительна для Украины, как и северная. Точнее — даже две.
«Северный поток-2» еще не запущен, но транзит через Украину в Венгрию уже демонстративно остановлен. Видимо, для того, чтобы украинцы воочию убедились, что в любой момент могут остаться без газа. Если того пожелает Россия, его продавец.
Дело в том, что 1 октября 2021 года российский «Газпром» прекратил транзит своего газа через Украину и вместо этого начал поставлять газ в Венгрию по газопроводу «БР» в соответствии с 15-летним венгерско-российским контрактом, подписанным за несколько дней до этого. Повторим: в обход Украины.
А произошло это потому, что к тому времени были построены и введены в эксплуатацию два газопровода: в январе 2020 года — «Турецкий поток» (ТП), а 1 января 2021 года — уже упомянутый Балканский поток, соединяющий с «ТП» сначала Болгарию и Сербию, а затем Хорватию и Венгрию.
Именно эти две «трубы» – «ТП» и «БП» — упустили украинские власти в борьбе с «Северный поток-2». И они должны нести ответственность, по крайней мере, политическую, за неумение правильно и рационально распределить усилия по защите национальных интересов страны и предотвращению угроз для них.
Второй фактор — еще проще — страх перед внешними надсмотрщиками, круто замешанный на желании им угодить, понравиться и подыграть в вопросах, совершенно не связанных с газом. А именно, в вопросах русофобии и антироссийского милитаристского психоза, завязанного на вооруженный конфликт в Донбассе.
В вопросе «Северного потока-2» украинские чиновники, скорее всего, по привычке хотели угодить США, предлагая сжиженный природный газ (СПГ), хотели заручиться их поддержкой в своих авантюрах и начинаниях, и упустили из виду опасность, которая подстерегает Украину совсем с другой стороны с обычным, природным, трубопроводным газом.
Громкие заявления официального Киева о неизбежной «газовой катастрофе» и «холодной зиме», обращения в Еврокомиссию по поводу транзита российского газа в Венгрию по трубопроводу, были необходимы украинским властям для обвинения России во всех грехах и поддержания высокого градуса русофобии в Европе, пугая местных жителей «газовыми кознями России», «энергетической дубиной Путина» и желанием уничтожить сначала Украину, а потом и всю Европу.
Таков был заказ США, который украинские власти послушно и покорно выполнили и перевыполнили.
И это несмотря на то, что Украина, во-первых, даже сейчас, когда «Газпром» отправляет газ в Венгрию в обход украинской территории, не теряет столько денег за транзит. Как отметил в Facebook глава «Нафтогаза» Юрий Витренко, действующий украинско-российский газовый контракт предусматривает, что «Газпром» «имеет такое право… — не поставлять газ для транзита по зарезервированным мощностям, а платить за них».
Потому что, сказал Витренко, действует принцип «качай или плати». То есть, независимо от того, идет газ через Украину или нет, она должна платить за транзит недостающих объемов.
Во-вторых, печально известный советник аппарата президента (ОПУ) Алексей Арестович заверил всех, что никакой катастрофы для украинцев зимой этого года не будет.
«Есть только политическая игра … На эту зиму до весны мы обезопасили наше население и страну от возможного перекрытия газового вентиля. У нас в хранилища закачано 18 миллиардов кубометров газа, и мы можем не бояться замерзнуть, если Россия перекроет вентиль», — сказал он.
И только зимняя ситуация покажет, солгал он или сказал правду.
В-третьих — и это самое главное! — даже если срок действия нынешнего контракта истекает в 2024 году, катастрофы можно избежать и тогда. Хотя бы потому, что предложение президента Путина, которое много раз повторяли функционеры «Газпрома», остается в силе: Россия и «Газпром» не против сохранения транзита газа через украинскую территорию и готовы вести переговоры о продлении контракта и даже возобновить прямые поставки газа в Украину, если Киев предложит выгодные финансовые условия.
Более выгодные, чем, например, сейчас, когда «Газпром» открыл новые возможности для поставок газа европейским потребителям.
Но Украина и ее власти ограничиваются громкими заявлениями и активно предлагают русофобию в качестве товара, потому что им не нужен газ — им нужна благосклонность внешних кураторов и их деньги на войну в Донбассе, которые так удобно и легко раздеть и прикарманить. В этой истерии гораздо больше политики и спекуляций, чем экономики или рыночного прагматизма.
И, похоже, все это понимают. И в Москве, и в Киеве, и в Европе, где не спешат гневно осуждать Венгрию за «сепаратный» контракт между «Газпромом» и венгерской компанией MVM CEEnergy Ltd, по которому Будапешт будет получать 4,5 миллиарда кубометров газа, ежегодно в течение следующих 15 лет через TP, BP и газотранспортную систему Юго-Восточной Европы.
Представитель Европейской комиссии Тим Макфи уже заявил, что контракт является коммерческим и оценивать его должны венгерские власти, а ЕК будет оценивать его сама. Если она увидит в нем угрозу для Европы.
«На данном этапе преждевременно говорить о том, пойдем ли мы по этому пути», — резюмировал европейский чиновник.
Это ли не прямой намек Киеву, что Венгрия имеет право защищать свои национальные интересы и не позволяет никому вмешиваться в свои внутренние дела? И не ее вина, что Украина этого не понимает и не делает сама.