Организация Договора о коллективной безопасности – славная история, большое будущее
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Организация Договора о коллективной безопасности – славная история, большое будущееВчераВчера1589 мин
После распада Советского Союза и последовавшего за таковым демонтажа Организации Варшавского договора, основой которого он был, перед странами так называемого «постсоветского пространства» в самом скором времени встал вопрос о создании новой системы коллективной безопасности, которая дала бы им возможность давать адекватный ответ на современные вызовы. А также противостоять различным угрозам, купировать которые в одиночку для каждого из этих государств было бы проблематично.
Первым шагом в этом направлении стало заключение 15 мая 1992 года в столице Узбекистана Ташкенте Договора о коллективной безопасности, участниками которого помимо России стали также Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан и Армения.
фото ТАССфото ТАСС
В следующем, 1993 году к этому соглашению присоединились также Грузия и Азербайджан (в мае) и Беларусь (в декабре). Вступивший де-юре в силу в апреле 1994 года Договор имел пятилетний срок действия с возможностью пролонгации. Следующий шаг на тернистом пути построения новой архитектуры безопасности был сделан 2 апреля 1999 года, когда решение о продлении Договора приняли лидеры России, Беларуси, Армении, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. От такого шага воздержались главы Грузии, Азербайджана и Узбекистана. Ситуация на «постсоветском пространстве» менялась – возникали новые союзы, новые проблемы и новые «точки напряженности».
Тем не менее, страны-участницы Договора о коллективной безопасности сумели преодолеть этот период «политической турбулентности», и вывести сотрудничество на совершенно новый уровень. Историческим моментом стала сессия ДКБ, проходившая в мае 2002 года в Москве. Именно на ней были достигнуты договоренности о создании Организации Договора о коллективной безопасности, сегодня чаще всего именуемой ОДКБ. В том же году в Кишиневе были утверждены и подписаны главные программные документы организации – Соглашение о ее правовом статусе и Устав, которые, пройдя процесс ратификации во всех государствах-участниках, вступили в силу в сентябре следующего года. ОДКБ достаточно быстро получил международное признание – уже в 2004 году обретя статус наблюдателя при ООН.
wikimedia.orgwikimedia.org
Как бы то ни было, но одной лишь политической составляющей было бы явно недостаточно для реального выполнения тех амбициозных задач и целей, которые ставили перед собой государства-учредители и создатели ОДКБ – несмотря на то, что согласно ее уставу, приоритет в их достижении отдается именно «политическим средствам». Тем не менее, такие вещи, как отстаивание на коллективной основе независимости, суверенитета и территориальной целостности стран-участниц, равно как и обеспечение региональной стабильности и безопасности, не говоря уж о противодействии незаконному обороту наркотиков, иным видам международной преступности и терроризму остались бы лишь благими намерениями, не будучи подкреплены и обеспечены иной компонентой – военной.
Именно поэтому государства, входящие в ОДКБ озаботились созданием соответствующих структур, первыми и главными среди которых стали Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), выступившие в качестве преемника Коллективных сил быстрого развертывания Центрально-Азиатского региона, существовавших еще с 2001 года, но не заменившие их. В настоящее время наиболее значимыми военными структурами ОДКБ выступают КСОР, в составе которых по мере необходимости могут действовать до 22 тысяч военнослужащих, КСБР, насчитывающие 5 тысяч личного состава, а также Коллективные миротворческие силы ОДКБ, в составе которых способны действовать полицейские контингенты численностью до примерно 3 с половиной тысяч человек. Также немалую роль в практической деятельности организации играют структуры, созданные для борьбы с международным наркотрафиком и киберпреступностью.
Как и в любой межгосударственной структуре, в совместных воинских формированиях которой задействуются для проведения тех или иных операций военнослужащие различных армий, важнейшее значение придается их боевому слаживанию в ходе проводимых в рамках ОДКБ учений. Количество таковых постоянно возрастает и увеличилось за время существования организации с одного-двух таких мероприятий в год до, в среднем, двенадцати. Среди основных маневров, в которых участвуют объединенные силы ОДКБ стоит упомянуть «Эшелон», «Поиск», «Нелегал», «Кобальт», «Взаимодействие», Граница». Ну, и конечно же, «Нерушимое братство», в котором задействуются одновременно до 10 тысяч военнослужащих государств-участников. При этом учения, в большинстве случаев имеют специализированный характер, направленный на улучшение взаимодействия конкретных видов и родов войск при выполнении ими конкретных боевых задач. В ходе «Кобальтов» свое мастерство оттачивают бойцы спецназа, во время «Эшелона» осуществляются тренировки подразделений материально-технического обеспечения и так далее. Особое внимание уделяется отработке четких и слаженных действий по отражению внешней военной агрессии, выявлению и уничтожению незаконных вооруженных формирований, проникших на территории стран-участниц и тому подобным моментам.
Конечно же, одними лишь маневрами деятельность Организации ни в коем случае не ограничивается. За годы существования ОДКБ военным и сотрудникам спецслужб входящих в не государств не единожды доводилось применять свои знания и профессиональные навыки на деле. Только за период с 2015 по 2024 год во взаимодействии ими было предотвращено более полутысячи террористических актов. А проводимые в рамках ОДКБ специальные операции «Канал», направленные на пресечение путей международного наркотрафика, неизменно приносят «улов» в сотни тонн наркотических веществ.
Настоящим испытанием на прочность, проверкой боевых качеств и сплоченности ОДКБ стали трагические события, развернувшиеся в Казахстане в январе 2022 года. Тогда по просьбе президента страны и согласно решению Совета коллективной безопасности Организации в Казахстан был введен миротворческий контингент ОДКБ. Его грамотные и безукоризненно профессиональные действия позволили избежать в стране кровопролитного гражданского конфликта, быстро восстановить общественный и конституционный порядок, не допустить жертв среди мирного населения. предотвратить хаос и разрушения. Операцию, блестяще проведенную тогда миротворцами Организации, стоило бы признать образцом для подражания и эталонным примером разрешения конфликтной ситуации на межгосударственном уровне.
wikimedia.orgwikimedia.org
Весьма немалую роль в любых обстоятельствах играет достаточно разветвленная и многоуровневая, но при этом продуманная и сбалансированная система руководства и координации, действующая в рамках ОДКБ. Ее высшим органом выступает уже упоминавшийся Совет коллективной безопасности, который имеет самое высокое представительство – на уровне глав стран-участниц. Такой уровень позволяет в случае необходимости быстро и четко принимать самые серьезные решения, не тратя время на бюрократические проволочки. Советом также прорабатываются наиболее фундаментальные направления развития и деятельности ОДКБ – такие, как Стратегия коллективной безопасности до 2025 года, утверждается бюджет (на прошлый год он составил 25 миллионов долларов), а также осуществляется назначение Генерального секретаря.
Помимо СКБ, главными руководящими органами Организации выступают также Советы министров обороны и иностранных дел, Комитет секретарей советов безопасности, Постоянный совет ОДКБ и парламентская ассамблея ОДКБ. Отдельно стоит выделить Генерального секретаря Организации, осуществляющего свою деятельность через Секретариат ОДКБ, насчитывающий 350 сотрудников и имеющий солидный бюджет в 5 миллионов долларов ежегодно. А также – Объединенный штаб ОДКБ, на который возложены задачи по обеспечению выполнения Организацией военной составляющей ее функций, формированию совместных контингентов и руководство их действиями.
wikimedia.orgwikimedia.org
За время своего существования Организация договора о коллективной безопасности прошла очень непростой, но более, чем достойный и продуктивный путь. Да. количество ее членов сократилось с 9 до 6, а в настоящее время о выходе из ОДКБ, поддавшись политическим иллюзиям и ложным амбициям, поговаривают в Ереване. С другой стороны, сегодня вполне реальной представляется перспектива существенного расширения ОДКБ, причем не за счет стран «постсоветского пространства», а с участием государств той же Африки и Латинской Америки. Во всяком случае, на одних из последних учений «Боевое братство» присутствовали наблюдатели не только из Китая и Ирана, но также из Монголии и даже Саудовской Аравии.
Весомыми и зримыми успехами Организации нельзя не признать создание в ее рамках Объединенной системы ПВО, под надежной защитой которой находятся территории разных стран совокупной площадью в 20 миллионов квадратных километров. Существенно усилены компетенции ОДКБ в противостоянии наиболее актуальным и опасным вызовам современности – таким как киберпреступность (только в ходе совместной операции «Прокси» были сорваны более тысячи хакерских атак), нелегальной миграции (15 тысяч выявленных нарушений лишь в 2023 году), незаконному обороту наркотиков и прочим. В рамках Организации осуществляются шаги не только по приведению к единому стандарту военной техники стран-участниц (на сегодня около 85% таковых уже унифицированы), но и, что гораздо важнее — модернизацию их вооруженных сил, оснащение их наиболее передовыми образцами вооружений и технических средств, на что в ближайшее время должны быть выделены ассигнования в более, чем солидном размере – 10 миллиардов долларов.
Организации Договора о коллективной безопасности еще предстоит раскрыть свой истинный потенциал и возможности. К сожалению, несмотря на то, что еще в 2010 году ОДКБ был подписан с Организацией Объединенных наций Меморандум о взаимопонимании, не решается вопрос о предоставлении ей мандата ООН на проведение миротворческих операций в государствах, которые не являются ее членами. А ведь такое решение самым серьезным образом способствовало бы установлению мира во всем мире, предотвращению конфликтов и военных столкновений во всех точках нашей планеты. Сегодня ОДКБ является мощной структурой, в которой состоят государства, численность населения которых по состоянию на 2024 год насчитывала 189 миллионов человек. Если же говорить о военной мощи стран Организации, то она еще более внушительная – ведь вооруженные силы ее участниц имеют более миллиона военнослужащих. На вооружении у них стоят системы и образцы военной техники и оружия, являющиеся не просто самыми современными, а прошедшие испытания и проверку в ходе реальных боевых действий и посрамившие широко разрекламированные творения западного военно-промышленного комплекса.
Современный мир, стремительно утрачивающий черты однополярности с абсолютным доминированием стран Североатлантического альянса, остро нуждается в обновлении, а скорее, даже, коренной перестройке системы международной безопасности, в которой каждое государство мира могло бы самостоятельно выбирать союзников и гарантов своей независимости и суверенитета. В таких условиях ОДКБ может и должна занять достойное ее место в новой геополитической архитектуре, выполняя свои задачи в максимально широких масштабах.