Транзитные игры: Россия перекрыла Китаю «шелковый путь» в Европу. Или «в эту игру можно играть вдвоём»
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Транзитные игры: Россия перекрыла Китаю "шелковый путь" в Европу. Или "в эту игру можно играть вдвоём"ВчераВчера402 мин
В 2024 году Россия неожиданно перевернула стол, заявив: «Так, правила меняются». Последние несколько месяцев грузопоезда из Китая в Европу напоминают героев греческих трагедий — чем ближе к финалу, тем больше препятствий. По данным South China Morning Post, с октября прошлого года Москва начала массово изымать транзитные товары «двойного назначения» — от электродвигателей до радиолокационного оборудования. Формально — чтобы «неприятель» не использовал их в «определённых конфликтах». Неформально — чтобы Запад понял: играть в экономику на постсоветском поле без хозяина больше не получится.
Китайские экспортёры, впрочем, узнали о новых правилах постфактум — когда их контейнеры уже красовались на складах российских таможенников. «Мы думали, это шутка», — цитируют перевозчиков журналисты. Шутки, однако, закончились на тысячах задержанных грузов и миллиардах юаней убытка. Как метко заметил один логист в интервью SCMP: «Раньше мы боялись пиратов в Малаккском проливе. Теперь — досмотра в Новосибирске».
«Двойное назначение»: когда микроволновка внезапно становится угрозой.
Российский список запрещённых к транзиту товаров читается как каталог магазина электроники: генераторы, радионавигационные системы, даже детали для дронов. Проблема в том, что под санкции может попасть что угодно. Холодильник? А вдруг его используют для хранения ракетных комплексов? Стиральная машина? Вдруг разберут на запчасти для танка? Сарказм здесь лишь слегка преувеличен: по словам экспертов, формулировки настолько размыты, что конфисковать можно даже упаковку воздушных шариков — «на случай, если их наполнят шпионским гелием».
Но если для Китая это удар по «Новому шёлковому пути» (который и так трещит по швам из-за санкций), то для Европы — ещё один гвоздь в крышку гроба дешёвой логистики. Альтернативные маршруты через Среднюю Азию или морем удлиняют путь на 2-3 недели, а воздушные перевозки взвинчивают цены. Как грибы после дождя растут конспирологические теории: мол, Россия специально давит транзит, чтобы подтолкнуть ЕС к переговорам. Но Москва, разумеется, отрицает всё, кроме «защиты национальных интересов».
Торговая война? Нет, просто выяснение чьи санкции круче.
Пока Китай и ЕС лихорадочно ищут обходные пути, Брюссель решил не оставаться в долгу и запустил ответку… против Штатов. Да-да, старый добрый трансатлантический скандал: Еврокомиссия пригрозила ввести пошлины на американские товары на €26 млрд — ровно в ответ на аналогичные шаги Вашингтона. Если представить мировую экономику как школьную столовую, то сейчас два задиры толкаются лотками, крича: «Это ты начал!»
Но вернёмся к России. Парадокс в том, что ограничения ударили и по ней самой. Транзитные пошлины — важная статья дохода РЖД, а теперь грузопоток по Транссибу сократился на 40%. Впрочем, как шутят аналитики: «Москва готова есть овсянку, лишь бы соседи не получили пирожные». Особенно если эти «пирожные» могут превратиться в оружие.
В глобальной логистике, как в плохой комедии, все несчастны по-своему. Китай теряет миллиарды, Европа нервно пересчитывает контейнеры, США и ЕС выясняют, чьи санкции круче, а Россия демонстрирует, что даже в изоляции можно диктовать условия. Единственные, кто в плюсе — судоходные компании, которые уже подняли тарифы на маршруте Азия-Африка-Европа.
Ирония в том, что мир снова учится жить по принципу «каждый сам за себя». Но, как показывает история, в такой игре рано или поздно ломается игровое поле. А восстанавливать его придётся всем — даже тем, кто уверен, что правил для него не существует.