IPO «Делимобиля». Перспективы и вызовы, стоящие перед компанией
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>IPO "Делимобиля". Перспективы и вызовы, стоящие перед компаниейВчераВчера1953 мин
Более года назад на IPO вышла компания "Делимобиль". Мне нравится отслеживать компании, которые недавно получили листинг, сразу по нескольким причинам.
Во-первых, в ходе публичного размещения многие стараются продать историю бурного роста. Но для того, чтобы запланированные проекты были реализованы, нужно подождать 2-3 года, а иногда и около 5 лет. После должна произойти трансформация из компании роста в компанию стоимости, которая будет давать хороший доход своим акционерам. Поэтому важно критически относиться к различным обещаниям. В большинстве случаев ожидания являются завышенными, хотя иногда есть и адекватные истории. Но спустя некоторое время (например, год) после выхода на IPO можно уже на деле оценить, как развиваются дела у компании.
Во-вторых, все хотят продаться как можно дороже, и при публичном размещении, как правило, цена является сильно завышенной. Да и сами IPO проходят в основном на растущем рынке, где мультипликаторы не всегда адекватные. Зато через некоторое время котировки могут серьезно скорректироваться, а время перехода из роста в стоимость уже сокращается (грубо говоря, уже два года вместо трех).
Но вернемся к "Делимобилю". При выходе на IPO компания продавала историю роста. К 2028 году парк компании должен был вырасти в два раза. Собственно, под эту цель, а также под снижение долговой нагрузки "Делимобиль" привлекал средства по оценке в 42 млрд рублей. Два дня назад была представлена отчетность за 2024 год. Основные цифры получились следующими:
▪ Выручка: 27,9 млрд (+34% г/г)
▪ Себестоимость: 20,6 млрд (+54% г/г)
▪ Валовая прибыль: 7,3 млрд (-3% г/г)
▪ EBITDA: 5,8 млрд (-10% г/г)
▪ Чистый долг: 29,7 млрд (+39%)
▪ Процентные платежи: 4,62 млрд (+59% г/г)
▪ Чистый долг/EBITDA: 5,1х (3,3х)
▪ Чистая прибыль: 8 млн (-100% г/г)
Отсутствие чистой прибыли – явно не то, что должно напрягать. Компании роста могут и вовсе работать в убыток, захватывая рынок. Поэтому ничего страшного. Выручка "Делимобиля" выросла на 34%, что является хорошим показателем. Но на этом позитив заканчивается. Себестоимость растет опережающими темпами, а EBITDA только в номинальном выражении упала на 10%. Чистый долг вырос практически на 40% – это очень много, а платежи по нему выросли на 60% и уже сжирают 4/5 EBITDA. Причем в 2025 году ситуация с процентными платежами явно будет хуже, ведь средняя ставка будет выше, чем в 2024 году.
С точки зрения роста компания свои обещания выполняет. Растет выручка (+34%), расширяется парк автомобилей (до 30,7 тыс. на 19%), а также имеется выход в новые города. Но вот долговая нагрузка значительно выросла. Подобное ставит вопрос о возможности дальнейшего экстенсивного развития компании. Основная часть выручки, скорее всего, будет прирастать за счет повышения цен, а не закупки новых автомобилей. Более того, в 2025 году "Делимобиль" продаст 4-5 тыс. машин возрастом от 6 лет. Но все деньги пойдут на погашение долга (надо будет загасить 8,6 млрд). Но и их хватит только процентов на 60 от необходимой суммы.
"Делимобиль" старается увеличить эффективность своей операционной деятельности. В 2024 году было открыто 6 собственных сервисных центров, что должно снизить стоимость ремонта автомобилей на 40-50%. К EBITDA это прибавит 2-2,5 млрд. Вкупе с продолжением роста операционных показателей денег на гашение 8,6 млрд должно хватить. Но это уже какая-то стратегия выживания.
В настоящий момент капитализация "Делимобиля" составляет 35,1 млрд рублей. По какой оценке акции были бы интересны на текущем рынке? На мой взгляд, чтобы хотя бы на горизонте пары лет проглядывался Р/Е 3-3,5. То есть выход на чистую прибыль в 10 млрд рублей. Увы, но на такое рассчитывать пока что не приходится. Если ключевая ставка будет снижаться относительно быстро (хотя бы до 15% за год), то явно поможет "Делимобилю". Но не сделает компанию сильней. Из текущей ситуации она выйдет ослабленной. А таких историй, как у "Делимобиля" (ставка на снижение "ключа") на рынке несколько десятков. Есть из чего выбирать при желании.
Больше материалов на инвестиционном канале "Портфель Двинского". Авторский взгляд на фондовый рынок:
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Не забываем ставить лайк 🙂
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!