Наш киноэкипаж на МКС — вызов для публики
Что демонстрирует в полный рост наш сегодняшний мир?
Жадность, зависть и злость.
Исключений — единицы.
Много лет назад, когда я пришла на ФБ, мы подружились с коллегой из Пскова. Срослись душами, когда, задыхаясь от спешки, обсуждали, где в наших городах в воскресенье открыты банки — надо было срочно помочь Володе Маркову, журналисту из Харькова. Спасти мы его не успели, но наша долгая дружба — один из ярких следов, что он оставил на земле.
Вчера читаю у Любы:
Слушайте, счас по нашему псковскому ТВ увидела. Тетенька, которую я уговаривала не бояться прививки ( я писала, помните? Воспитатель детсада) выиграла за прививку 100 тысяч рублей. Я так рада за нее!! Прямо настроение на вечер поднялось, лежу, улыбаюсь.
Я помню — она рассказывала, как они вместе сидели в поликлинике.
Это даже не редкий — уникальный случай сегодня. Один на сто миллионов.
Виновата ли Юля Пересильд, что в стране много лет снимают плохое кино?
Нет. Она актриса. Но кинематографисты лупят сейчас по ней и режиссеру Шипенко так, как что всем остальным вместе взятым мало не покажется.
А мать 38-летнего Клима сказала: "Если бы мне предложили полететь в космос, я бы тоже не отказалась".
И я тоже! Но даже сорок лет назад меня бы не взяли. Я смертельно боюсь высоты. И стрёмные тренажеры в холле, на которых крутились ребята в кружке юных космонавтов в Дворце пионеров на Ленинских горах, мне сразу показали — не моё. И я прошла мимо, и вошла в следующую дверь, где работал кружок астрономии и была возможность смотреть на звезды в настоящий телескоп. Я видела Луну близко-близко. Она светло-зеленая! Я рассчитывала путь астероида Веста и гадала, что там, где кончается наш Млечный путь.
Дети 60-х, мы все бредили космосом. Гагарин стартовал через двадцать лет после страшной, разрушительной войны. Но я не помню, чтобы хоть один человек в моей хрущевке на окраине Москвы сказал: "Лучше бы пенсионерам раздали". Или: "Они залезли в мой карман. Он на мои налоги полетел".
А сейчас весьма благополучные небедные люди просто желчью изошли, наблюдая за полетом, о котором с диким уважением пишут японцы и с завистью американцы.
Этот проект, пишут японцы, имеет огромное воспитательное и популяризаторское значение. Он широко открывает землянам дорогу в космос. Эмоционально он воздействует на людей сильнее, чем самые сложные космические научные миссии и эксперименты.
Жду, что скажет популярный телеведущий, который на эфире в Ютубе сказал однажды, что без полета Гагарина вполне можно было обойтись — это был простой пиар-ход СССР. Всего-то…
Хотя вряд ли он что-то скажет. Он на Первом канале работает.
************
Я ведь тоже не сразу встала на другую сторону. Большой путь прошла.
Читала-читала, собрала весь яд и желчь, источаемый нашими светлоликими и, увы, присоединившимся к ним вполне вменяемыми друзьями, а утром взорвалась от простого комментария мужчины, по-всему, не старого, полного сил и энергии.
О Юлии (видимо, после публикации снимка детей на космодроме):
А маму, судя по полному отсутствию репортажей, неудержимо рвёт на родину
Спросила: С дивана стебётесь?
Он мне: А вы с орбиты? Пошлости происходящего совсем не ощущаете?
Пошлость я по полной программе ощущала, когда современные мужики по молекулам стали разбирать физиологию Валентины Терешковой во время ее полета.
Пошлостью и гадливостью меня переполняют современные сериалы, отснятые нашими светочами интеллигенции, обзывающие таких, как я, ватой, перхотью и грязью под ногтями. А, между тем, сколько моих налогов они прожрали, десятилетия снимая свои омерзительные пустышки, заполонившие телеэфиры?!
Музыкальный критик Сергей Соседов назвал полет киноэкипажа на МКС преступлением перед народом.
Певец маленького плота Юрий Лоза: "Я даже боюсь представлять – какие профессии будут дискредитированы в дальнейшем, и куда пригласят раскрученных дилетантов".
Какое судно — такое и плавание. Авторитеты, блин.
Космонавт Геннадий Падалка, правда, тоже пообещал вслед улетающему кораблю приключения:
Из-за болезни движений и адаптации в первые дни (недели), – только одутловатое, красное лицо актера-космонавта с глазами навыкат в нашей «коммуналке».
Во вчерашнем прямом включении мне как-то не удалось это заметить.
********
Теперь о главном. На мой взгляд, никому дорогу в космос эта пара не перешла (а этот аргумент всем втемяшился в мозг, как будто это их обошли на земле, и неизвестные доселе космонавты, которые до этого всем были абсолютно фиолетовы, вдруг вызвали приступ острого сочувствия). Профессионалы живут на МКС годами. Юля и Клим пробудут на станции 12 дней.
Режиссеру — 38 лет, актрисе — 37. В отличие от многих я не думаю, что у Юлии офигенно счастливая судьба. Роман с Учителем, который не собрался связать себя с ней формальными узами (а это оскорбительно для женщины, родившей ему двоих детей, те, кто говорит, что это не так — поверьте, сильно лукавят) не принес ей обалденных дивидендов, о которых уже все, кому не лень, со знанием вопроса пишут взахлеб с интонациями "Экспресс-газеты".
Зависимые от многих обстоятельств актеры в большинстве своем не очень-то благополучные люди. Но до появления соцсетей, где каждый суслик агроном, пришло бы в голову кому-нибудь трясти со сладострастием нижнее белье человека, рискнувшего сесть в ракету и отправиться в неведомое — без всяких гарантий благополучно вернуться назад?
**********
Как попала в космос Криста Маколифф, на которую раскошелились американские налогоплательщики вместо того, чтоб пенсионерам раздать?
Вики: К 1984 году учёные и космонавты США совершили 55 космических полётов, и их успешное возвращение на Землю стало чем-то привычным. Появилась мысль, что почти каждый молодой и здоровый человек, потренировавшись несколько месяцев, может лететь в космос. Осенью был объявлен первый конкурс — «Учитель в космосе». Поступило около 11 тысяч заявок, во второй тур попало 118 кандидатов.
19 июля 1985 года Джордж Буш-старший на торжественной церемонии в Белом доме назвал имена победительниц конкурса: основной претендентки на полёт и её дублерши. Ими оказались учителя средней школы 37-летняя Шарон Криста Маколифф и 34-летняя Барбара Морган. Криста выразила благодарность за доверие и расплакалась. Это были слёзы счастья. Ведь она, Криста Маколифф, весёлая и энергичная школьная учительница, должна была стать эталоном новой эры.
После трёхмесячной тренировки Криста была готова совершить полёт. Она была назначена специалистом по полезной нагрузке шаттла "Челленджер" и её задачей было проводить на борту корабля 15-минутные уроки о жизни и организации научных работ на шаттле и об исследовании и использовании космоса, а также снять учебные сюжеты.
Прочла, что урока должно было быть два.
Но шаттл взорвался на 73-й секунде полета. На глазах у родителей, мужа и Скотта и Кэролин. Двоих ее детей.
Шэрон Кристе Маколифф было 37 лет. На её могиле стоит гранитная плита с надписью: «Жене, матери, учительнице. Женщине-пионеру, первому простому гражданину, стартовавшему в космос».
**********
Вместо привычного нам тьфу-тьфу, чтоб все у наших хорошо закончилось, напомню стихи Евгения Долматовского. Песня "Я — Земля", наверное, неизвестна музыкальному критику Соседову. Или он был слишком молод, чтоб прочувствовать ее слова всем сердцем.
А мы знали их наизусть.
На душе и легко и тревожно.
Мы достигли чудесной поры:
Невозможное стало возможным,
Нам открылись иные миры.
Только мы б их пределов достичь не смогли,
Если б сердцем не слышали голос вдали:
Я — Земля!
Я своих провожаю питомцев,
Сыновей, Дочерей.
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей.
Еще там есть такая строчка:
Чистый голос любви, долгожданный сигнал: Я — Земля!
Которая в наше время для многих стала просто набором букв.
Недоедающим, обойденным судьбой и властью, скорбящим по лучшей доле посвящается.