Цели определены. Россия ускоренными темпами развивает Северный морской путь
Продолжаем анализ стратегических инициатив правительства. В настоящем материале затронем две таких инициативы.
Первая — Северный морской путь (СМП). Кажется, о необходимости развития СМП говорят десятилетиями, однако реальная работа началась несколько лет назад. С началом «наступления» России на Арктику. Разумеется, арктическая стратегия и развития нашего государства не может реализовываться без столь важной логистической артерии.
Итак, рассмотрим цели
Среди целей, которые предполагается достичь по данной инициативы, предполагаются следующие:
- Создание флота для круглогодичной навигации по Северному морскому пути, включая восточный маршрут
- Развитие портовой и энергетической инфраструктуры
- Создание бесперебойной связи и навигации за счет спутниковой группировки
- Цифровизация СМП
Особое внимание следует обратить на отдельное выделение восточного маршрута. Подобное означает, что Россия делает ставку на Азиатско-Тихоокеанский регион. И это абсолютно оправдано. В Европе уже давно исчерпались драйверы роста. Не происходит ни интенсивного, ни экстенсивного развития. Если даже посмотреть на такой показатель, как ВВП, то он не идет ни в какое сравнение с динамикой стран АТР.
Теперь непосредственно о цифрах.
К 2024 году предполагается обеспечить грузооборот по СМП в объеме в 80 млн тонн. Сейчас он составляет 33 млн. Основной прирост будет дан нефтегазовой отраслью: Арктик СПГ-2, Восток Ойл. Однако ничего страшного здесь нет.
Первоначальное освоение Арктики не может базироваться на чем-то ином. Это в центральных регионах, в Сибири и на Дальнем Востоке необходимо уделять первоочередное внимание технологическим отраслям, а в Арктике драйвером по объективным причинам выступает именно добыча.
Мощность портов к 2024 году планируется обеспечить на сопоставим уровне в 83 млн тонн.
Теперь переходим к 2030 году. Здесь уже оборот СМП должен составить 150 млн тонн. Часть электроэнергии вырабатывается на четырех плавучих блоках ПАТЭС. Функционирует единая платформа цифровых сервисов Севморпути.
Но главное заключается в ином. К 2030 году должна быть обеспечена круглогодичная навигация по СМП. Именно с этого момента можно ускоренным образом развивать транзит. Все же в логистике главное — это предсказуемость.
Когда мы говорим о транзитных потоках между Азией и Европой мы должны четко понимать, что они придут только тогда, когда Россия гарантирует стабильное и бесперебойное сообщение по СМП.
Помимо этого, не лишним будет обратить внимание на инициативу под названием «Автономное судовождение». Фактически речь идет о создании беспилотного флота.
К 2024 году будет запущено первое автономное судовождение на линии Усть-Луга — Балтийск. Средствами автономной навигации будут оснащены «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский».
К 2030 году на 25 млрд рублей будут снижены эксплуатационные и рейсовые расходы судоходных компаний при переходе на автономную навигацию.
На 1 млрд рублей увеличен объем отечественного судового приборостроения (за счет производства средств автономной навигации).
Таким образом «морская» часть стратегических инициатив правительства смотрятся достаточно бодро. По ряду отраслей (напр., по автономному судовождению) мы можем быть первыми в мире. Главное — реализовать задуманное.