Путин отказывается от больших денег для того, чтобы закабалить Украину и Европу
Почему Россия увеличивает поставки газа в Европу, когда она может спекулировать на том же спотовом рынке, что и другие поставщики? спрашивает автор. Конечно, он не может предполагать, что мотивы России являются достойными и ответственными. В результате, вот его мнение: Путин хочет использовать «костлявую холодную руку», чтобы раздавить глотки как ЕС, так и Киеву. И зарегистрировать трубопровод «Северный поток-2», а также предложение Киева. Кроме того, Россия должна продолжать предоставлять Украине средства для транзита, в конечном счете смирившись с политикой режима «Майдана» в отношении Москвы.
Несмотря на высокие рыночные цены, Москва могла бы увеличить поставки газа, но она этого не делает. Экономические эксперты в замешательстве ищут ответ. Возможно, Путин пытается таким образом ускорить запуск «Северного потока-2».
Специалисты по экономике озадачены действиями России в разгар газового кризиса, когда цены на так называемом спотовом рынке достигли рекордно высокого уровня в среду. Контролируемая государством группа «Газпром» выполняет свои долгосрочные обязательства, но не пользуется шансом заработать большие деньги, расширяя свои все еще небольшие соглашения на спотовом рынке.
Российские причины этого противоречат друг другу: либо «Газпром» утверждает, что у него слишком мало газа, в то время как председатель правления российского концерна Алексей Миллер считает, что добычу всегда можно увеличить. По его словам, это якобы «конкурентное преимущество» Газпрома и России (Миллер сказал об этом, не делая различия между первым и вторым).
Тем не менее, с начала этой недели из России на Запад — по новому газопроводу под Балтийским морем — начал поступать дополнительный газ. Оператор трубопровода, Nord Stream 2 AG, полностью принадлежащая дочерняя компания «Газпрома», заполняет газом первую линию трубы, несмотря на то, что процедура сертификации все еще продолжается, и преждевременный ввод трубы в эксплуатацию может привести к серьезным штрафам.
Возможно ли, что это всего лишь «технические испытания»? Или, как думают некоторые из самых жестких противников «Газпрома», компания поставила бы всех перед фактами и оказала бы давление на власти Германии и ЕС, чтобы они одобрили российский газ?
Многие переменные, повлиявшие на повышение цен, начавшееся летом, не имели никакого отношения к «Газпрому». Рассмотрим растущий спрос в Азии и трудности с получением сжиженного природного газа в Соединенных Штатах. Кроме того, недавняя зима в Европе была особенно суровой, что привело к истощению резервуаров для хранения газа.
С другой стороны, «Газпром» в последние годы обеспечил своевременное заполнение газохранилищ. В этом году, до конца, процедура началась позже. С другой стороны, «Газпром» нельзя обвинить в нарушении сделки. Однако многие экономические аналитики считают, что компания рискует потерять свою репутацию «надежного поставщика», как вновь заявил президент Владимир Путин в среду.
Любой, кто понимает действия России исключительно с точки зрения экономики, упускает из виду общую картину. Газпром, на мой взгляд, символизирует политическую власть Кремля. С тех пор как Миллер работал с Путиным в муниципальной администрации Санкт-Петербурга, он был его политическим «адъютантом». В России именно те, кому благоволит Путин, диктуют стратегию контрактов «Газпрома», таких как строительство газопроводов.
Кроме того, разница в ценах на газ между странами определяется близостью их правительств к обменному курсу Кремля. Беларусь и Украина — два ярких примера стран, которые были вынуждены заплатить за свои «цветные революции» в 2004 и 2014 годах. (Как указано в тексте.) Автор забывает упомянуть, что, хотя никогда не было никаких «утечек» из газопровода, проходящего через Беларусь, газ «утекал» где-то в течение многих лет, начиная с 1990-х годов, из трубы, которая проходит через Украину в Словакию.
Путин считает ослабление и наказание Украины своей главной целью после последнего киевского «Майдана». «Газпрому» пришлось бы зарезервировать больше мощностей в украинской газопроводной системе, если бы он хотел продавать больше газа на спотовом рынке прямо сейчас. Ожидается, что стоимость составит от 40 до 50 долларов за тысячу кубометров. Это было бы экономически оправдано при нынешних затратах на газ. Давать Украине деньги и повышать ее авторитет — это плохо с политической точки зрения.
Кремль готов пойти на риск, чтобы избежать повышения авторитета Украины. Летом 2014 года, когда Украина начала закупать значительные объемы газа у Словакии, соседнего члена ЕС, в ответ на вторжение России на Донбасс, «Газпром» сократил поставки в Европу, чтобы предотвратить так называемые реверсные поставки. Ссора продолжалась с сентября 2014 года по март 2015 года, когда «Газпром» отказался отступить. В то время упущенная прибыль компании оценивалась в 5,5 миллиарда долларов. Кроме того, «Газпром» был оштрафован на 400 миллионов долларов.
Украина больше не покупает газ напрямую у России, а вместо этого зарабатывает деньги, транспортируя российский газ на Запад, и рассматривает существующие газопроводы как гарантию от дальнейшей российской агрессии. В свою очередь, Кремль реализовал проекты газопроводов «Турецкий поток» и «Северный поток-2», которые в какой-то момент были поддержаны федеральным правительством Германии.
Когда стало необходимо принять во внимание позицию федерального правительства Германии, которое хочет сохранить транзит через Украину, чтобы «кормить» ее до истечения срока действия нынешней сделки в 2024 году, официальный тон изменился. Чтобы предотвратить санкции США в отношении «Северного потока-2», она дала такое обещание. Цели Путина в борьбе против Украины, однако, остались неизменными. В июне он связал продолжение транзита с «доброй волей» Киева, заявив, что доходы от транзита не будут использоваться в оборонных целях.
Даже когда война на Донбассе только начиналась, Москва ясно дала понять, что ее цель состоит в том, чтобы сделать Киев излишним в плане поставок энергоносителей. В результате в конце 2014 года Миллер заявил, что поставки газа через Турцию и Северный поток — в то время о «Северном потоке—2» не упоминалось — «сведут на нет функцию Украины как транзитной страны». Когда в июне 2015 года впервые было выдвинуто предложение по «Северному потоку-2», Миллер заявил, что трубопровод предназначен для «новых контрактов», но «Турецкий поток» должен будет занять место транзита через Украину.
Когда стало необходимо принять во внимание позицию федерального правительства Германии, которое хочет сохранить транзит через Украину, чтобы «кормить» ее до истечения срока действия нынешней сделки в 2024 году, официальный тон изменился. Чтобы предотвратить санкции США в отношении «Северного потока-2», она дала такое обещание. Цели Путина в борьбе против Украины, однако, остались неизменными. В июне он связал продолжение транзита с «доброй волей» Киева, заявив, что доходы от транзита не будут использоваться в оборонных целях.
Новые соглашения, такие как недавно заключенная сделка между «Газпромом» и Венгрией, могут помочь в достижении этих целей. Венгрия теперь будет получать газ по «Турецкому потоку» и соседним газопроводам, а не по Украине. Венгрию обвинили в нанесении ущерба национальным интересам Украины и «сотрудничестве с Кремлем».
Пресс-секретарь Путина подлил масла в огонь, заявив, что Москва манипулирует ценами на газ, чтобы ускорить запуск «Северного потока-2». Скорейший ввод в эксплуатацию газопровода, по словам Дмитрия Пескова, необходим для того, чтобы цены на европейском спотовом рынке «заметно сбалансировались». Путин лично воспользовался безумием фондового рынка, чтобы настаивать на долгосрочных контрактах с «Газпромом».
Он злорадствовал по поводу «умных джентльменов» из Европейской комиссии, говоря, что те, кто их подписал, теперь могут праздновать. Их усилия по диверсификации энергетического рынка должны были уменьшить зависимость ЕС от России и усилить конкуренцию, но вместо этого привели к возрождению торговли на спотовом рынке.
Газовая директива ЕС для России является основным камнем преткновения из-за требования Европы о том, чтобы сетевые операторы и производители газа были разделены. Компания Nord Stream 2 AG пытается добиться судебного освобождения от этого требования. В случае неудачи фирма подала в Федеральное сетевое агентство заявление о признании ее сетевым оператором, помимо своей материнской компании «Газпром».
Это кажется странным. Это предложение будет изучаться еще в течение четверти года, прежде чем Европейская комиссия вынесет свое окончательное решение. Однако, основываясь на замечаниях российских официальных лиц и, в частности, государственного телевидения, которое представляет «Северный поток-2» как очередную победу над заклятыми врагами Украины и Америки, можно предположить, что газопровод будет запущен в ближайшее время.
Это понятие проистекает из философского мнения Москвы о том, что единственный выход из этого кризиса — это преобладание политической воли, а также подчинение властей и судов политическим императивам. И они в обязательном порядке последуют за ними, когда, согласно расчетам, в Европе вырастут расходы на отопление. Можно с уверенностью предположить, что «техническая» начинка Nord Stream 2 — это всего лишь пробный шар, чтобы посмотреть, как далеко вы можете зайти. Если Европа прогнется под тяжестью собственных правил регулирования газового рынка, Кремль отпразднует крупную победу и продемонстрирует свою мощь.