Это обман. Разоблачаем один из главных либеральных мифов

Это обман. Разоблачаем один из главных либеральных мифов

«Ах, обмануть меня не трудно! Я сам обманываться рад». Эти строки, написанные А. С. Пушкиным лучше всего характеризуют владельцев многих успешных компаний. Причем со всего мира. Ежегодно тысячи компаний выходят на IPO.

Другими словами, продают определенную долю своих акций розничным инвесторам. Происходит это через такой механизм, как фондовая биржа. При этом правилом хорошего тона и критерием успешности является размещение акций на западных биржах (например, в Лондоне или же в Нью-Йорке).

Одним из главных мифов при выходе на IPO является тезис о том, что размещение акций является способом привлечения капитала для дальнейшего развития компании

Привлечение капитала в качестве обоснования для выхода на IPO может быть актуальным только в одном случае. Если контролирующий акционер/акционеры хотят в моменте заработать деньги. Но не для развития компании, а для себя.

Например, компания находится на пике, имеет успешные финансовые показатели. Самое время вывести ее на IPO. «Заработанные» деньги распределяются среди акционеров, после чего владельцы теряют интерес к развитию компании. Они достигли своей цели, заработали одномоментно, но много. Логичным итогом становится угасание компании и снижение стоимости акций.

Фактически участники IPO являются обманутыми: они купили акции, которые через некоторое время обесценились. Зато отцы-основатели фирмы радостно прекращают заниматься бизнесом и до конца жизни тратят честно заработанные деньги. А по закону они, действительно, заработали их честно.

Выше мы рассмотрели спекулятивную операцию, цель которой понятна, а способ ее достижения является аморальным, но вполне эффективным.

Однако давайте рассмотрим иную ситуацию. Компания является успешной и для дальнейшего развития ей нужны деньги. С целью их привлечения она выходит на IPO.

Но размещение акций является самым дорогим видом привлечения средств. Фактически происходит отчуждения доли компании в пользу иных акционеров. Если владелец уверен, что подконтрольное ему предприятие будет показывать хорошие темпы роста, то логически ему нет никакого смысла делиться своей долей. Да, в моменте он заработает и получит столь необходимые средства, однако в средне и долгосрочной перспективе он только потеряет. Будет расти стоимость акций, увеличиваться дивидендные выплаты, часть из который пойдет не мажоритарному, а миноритарным акционерам.

Если компания, действительно, является успешной, то ее легко прокредитует любой банк. Финансовые организации сами в первую очередь заинтересованы в том, чтобы размещать свободные средства в надежных и быстрорастущих бизнесах.

В некоторых ситуация банковские кредиты могут оказаться дорогими. Но тогда имеет смысл прибегнуть к такому инструменту как облигации, которые также торгуются на биржах. Их может купить любой желающий, а проценты по облигациям куда ниже, чем по кредитам. К тому же, если облигации той или иной компании допущены к торгам на биржах, то это также, как и в случае с IPO, говорит о том, что предприятие соответствует определенным критериям качества.

Примеров можно привести огромное количество. Скажем, акции Трансконтейнера или EVRAZa не торгуются на биржах, но компании активно выходят на фондовый рынок через размещение облигаций. Они являются достаточно успешными предприятиями и не видят смысла делиться своими долями с иными участниками рынка.

Впрочем, большинство владельцев компаний понимает, что целью выхода на IPO не может быть привлечение средств. Для подобного существует масса иных более выгодных способов. «Привлечение средств» — это лишь красивый аргумент, который говорят, когда надо обосновать причины выхода на биржу.

Истинная причина — либеральная глобалистская идеология, которая была навязана и России, и миру после окончания холодной войны. Запад написал красивую сказку, одной из глав которой является миф об успешных компаниях. А критерием успешности является не социальная ответственность или пусть даже прибыль, а выход на IPO и статус публичности.

В последнем абзаце отметим, что не следует считать IPO абсолютным злом. В некоторых ситуациях можно использовать его на благо, заставив служить интересам государства.