Как советский МиГ-25 похоронил самый дорогой авиапроект 60-х. Падение «Валькирии». 60 лет первому полёту самого быстрого бомбадировщика.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Как советский МиГ-25 похоронил самый дорогой авиапроект 60-х. Падение "Валькирии". 60 лет первому полёту самого быстрого бомбадировщика.СегодняСегодня53 минБомбардировщик North American XB-70 Valkyrie был одним из наиболее амбициозных и дорогих авиапроектов 60-х годов. Но его похоронил МиГ-25, даже ни разу не встретившись ним в небе. Фото ВВС СШАБомбардировщик North American XB-70 Valkyrie был одним из наиболее амбициозных и дорогих авиапроектов 60-х годов. Но его похоронил МиГ-25, даже ни разу не встретившись ним в небе. Фото ВВС США
В 60-х годах прошлого века американские вооруженные силы ещё не почувствовали вкус больших денег и возможности неконтролируемо их тратить на различные сомнительные эксперименты. Это ограничивалось даже законодательно. Но и тогда бывали исключения. Особенно, если дело касалось стратегических сил. Достаточно вспомнить программу "Биг Стар", по строительству "Мобайл-Минитменов", аналогов нашего боевого железнодорожного ракетного комплекса, закрытую на стадии 90% готовности из-за четырехкратного перерасхода изначально вложенных средств. В авиации тех лет таким проектом безусловно стали North American XB-70 Valkyrie.
Это сейчас кого-то трудно удивить "стелс"-бомбардировщиком В-2А, стоимостью в 2,2 миллиарда долларов. А тогда миллиард за один самолёт звучало задорно и освежающе. Тем более, речь шла ещё о тех долларах, почти в десять раз более более полновесных и стабильных. Именно столько насчитала комиссия ВВС в ходе внутренней проверки проекта "Валькирия", прикинув, сколько за десять предыдущих лет, засосали в себя два прототипа будущего "супер-пупер" бомбардировщика. Для сравнения, на эти денежки в ту эпоху можно было купить целых 120 основных истребителей McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Проект стал максимально странным для ВВС США. Там несколько раз публично объявляли о его закрытие, либо о глобальном сокращении финансирования, но по факту оно продолжалось. Причем в таких масштабах, что другие штатовские программы могли бы только позавидовать.
Одна "Валькирия" могла нести до 14 ядерных бомб или до 30 тонн конвенциональных. В Союзе его очень опасались, и едва получив первые сведения, сразу стали готовить ответные меры. Фото ВВС СШАОдна "Валькирия" могла нести до 14 ядерных бомб или до 30 тонн конвенциональных. В Союзе его очень опасались, и едва получив первые сведения, сразу стали готовить ответные меры. Фото ВВС США
XB-70 Valkyrie создавался как бомбардировщик межконтинентальной дальности, способный на крейсерской скорости в 3 Мах преодолевать расстояние свыше 10000 км. Его главная задача состояла в прорыве на высокой скорости советской противовоздушной обороны на глубину свыше тысячи км и атомной бомбардировке стратегических объектов и промышленных зон СССР в глубоком тылу. В середине 50-х эта концепция считалась прорывом, но с появлением у Союза зенитно-ракетных комплексов С-75 уже не казалась такой передовой. Хотя, к примеру, в ходе Вьетнамской войны те же разведывательные самолёты Lockheed SR-71 Blackbird, с похожими скоростными характеристиками, были наиболее сложными для перехвата ЗРК и фактически неуловимыми. Единственный раз, когда С-75 смогла повредить "Чёрного дрозда" случился в 1967, хотя вьетнамцы выпустили по SR-71 свыше 800 ракет.
Возможно поэтому, программа создания "Валькирий" пережила второе рождение, и в 1965 года бомбардировщик впервые достиг в горизонтальном полёте скорости в 3 Мах. Именно тогда его финансирование восстановили в полном объеме и вкладывали в программу по нынешним временам более 2 млрд долларов в год. Тогда у экспертов возникало странное ощущение, что в ВВС США "Валькирия" никому не нужна, зато политики пытаются всеми правдами и неправдами её протолкнуть. Эта необычная ситуация завершилась летом 1966 году, когда один из XB-70 рухнул, столкнувшись с истребителем сопровождения Ф-104.
Момент столкновения "Валькирии" со "Старфайтером". Оба самолёта погибли. Среди лётчиков выжил только командир бомбардировщика, катапультировавшийся в специальной капсуле. Кадры НАСАМомент столкновения "Валькирии" со "Старфайтером". Оба самолёта погибли. Среди лётчиков выжил только командир бомбардировщика, катапультировавшийся в специальной капсуле. Кадры НАСА
С этого момента самолёт в полетах ограничили и больше он на максимальной средней скорости не летал. Проект полностью закрыли в апреле 1969 года. Окончательно его похоронила развединформация о том, что в СССР появился перехватчик, способный уничтожать подобные бомбардировщики на высотах до 30000 метров и скорости до 3200 км/ч. Первое боевое применение МиГ-25 случилось через два года после закрытия проекта "Валькирии". Но даже не вступив в строй, великий "мигарь" смог "уничтожить" своего главного потенциального врага, ни разу не встретившись с ним в небе.
МиГ-25 добавил к бесчисленномуу количеству своих достижений ещё и это, окончательно прервав полёт "Валькирий". Фото МО РФМиГ-25 добавил к бесчисленномуу количеству своих достижений ещё и это, окончательно прервав полёт "Валькирий". Фото МО РФ
Подписывайтесь на наш ТГ-канал "Зеленый край". Лента там намного разнообразнее, есть много интересных видео и можно услышать аудиоверсии наших материалов. Поддержите автора, если есть такая возможность. Кнопка поддержки чуть ниже справа.