«Калибры» во льдах: «Иван Папанин», «Якутия» — ледоколы, который умеют стрелять

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>"Калибры" во льдах: "Иван Папанин", "Якутия" — ледоколы, который умеют стрелятьСегодняСегодня84 мин"Калибры" во льдах: "Иван Папанин", "Якутия" - ледоколы, который умеют стрелять

Ледокол с "Калибрами".

Если Запад только начинает дрожать от арктической "лихорадки", то новые российские ледоколы стали ферзями, которые уже поставили наших заклятых "друзей" в позицию вечного цугцванга. А вместо остальных фигур здесь: 76-мм артиллерия, "Калибры" и атомные реакторы. И пока в Брюсселе обсуждают "угрозу" из Арктики, "Иван Папанин" и "Якутия" неспешно ломают лёд толщиной в пару метров, словно говоря: "Не боись! Мы просто проходим мимо. Но с ракетами".

Патрульный ледокол проекта 23550, прибывший в Североморск, действительно впечатляет: под белоснежным камуфляжем скрываются контейнеры с "Калибрами" и "Уранами", вертолётная площадка и артиллерийская установка. Его задача — не только прокладывать путь во льдах, но и напоминать, что Северный морской путь — зона исключительно российского гостеприимства.

"Это не корабль, а швейцарский нож в полярной версии. Лёд в 1,7 метра для него — как масло для горячего ножа", — хвастается инженер Балтийского завода.

Но главный козырь "Папанина" — универсальность. Сегодня он проводит караван судов, завтра — отслеживает подозрительную субмарину НАТО, послезавтра — запускает ракеты по условным целям. Как утверждают эксперты это идеальный инструмент для Арктики, где граница между мирным и военным стирается.

Между тем, натовцы в своём репертуаре: в штаб-квартире Альянса уже назвали корабль "провокацией". Мол, Россия милитаризует Арктику! Хотя в Брюсселе как будто забыли, что ещё в 2023 году США разместили в Норвегии радары, способные "заглядывать" за Полярный круг. Это, конечно, совсем не милитаризация.

"Калибры" во льдах: "Иван Папанин", "Якутия" - ледоколы, который умеют стрелять

Кто победит лёд, тот завладеет миром.

Пока «Папанин» готовится к испытаниям, атомный ледокол "Якутия" проекта 22220 уже направляется в Мурманск, оставляя за собой кильватерный след длиной в 4,5 тысячи морских миль. Это не просто судно — это плавучий символ российской арктической мечты. С двумя реакторами "РИТМ-200" (мощность каждого — 175 МВт), он способен работать 40 лет без перезагрузки топлива.

"Представьте чайник, который кипит без остановки полвека. Примерно так и здесь", — смеётся капитан ледокола.
Плюс тоже умеет стрелять: на нём возможно размещение в двух контейнерных пусковых установках восьми крылатых ракет "Калибр-К" и / или противокорабельных ракет "Уран". Ледокол также способен нести вертолет."

Но главное — "Якутия" умеет то, что не под силу ни одному западному аналогу: работать и на глубоководье, и на мелководье. И пока европейские ледоколы топчутся у берегов Шпицбергена, российские гиганты обеспечивают круглогодичную навигацию по Севморпути, который к 2030 году должен пропускать 200 млн тонн грузов — втрое больше, чем Суэцкий канал.

"Они монополизируют Арктику!" — ворчат в Евросоюзе, пытаясь нарастить свой ледокольный флот. Проблема в том, что у Европы нет ни технологий, ни денег. Единственный атомный ледокол не-российского производства — финский "Polaris" — уступает «Якутии» по мощности в два раза. Да и строили его… на верфи в Хельсинки по российским чертежам. Ирония? Ещё та.

Пока Запад спорит, как сдержать Москву, Россия ставит рекорды. В 2025 году на воду сойдёт "Сталинград" — ещё один ледокол проекта 22220, а к 2030-му флот пополнится "Чукоткой" и "Ленинградом". И, как утверждает Песков, это не гонка вооружений, а просто страна развивает инфраструктуру.

Но инфраструктура у России особая. "Иван Папанин", к примеру, может не только дробить лёд, но и десантировать морпехов — удобно, если "гости" с Запада решат устроить внеплановые учения у Новосибирских островов. А ещё на подходе — многофункциональное судно "Владимир Воробьев", способное обслуживать атомные реакторы прямо в море.

Ответ Запада предсказуем: новые санкции против судостроительных компаний, истеричные отчёты о "российской угрозе" и попытки застолбить куски Арктики через "климатические инициативы". Только вот парадокс: европейские компании, потерявшие из-за санкций доступ к российскому СПГ, теперь умоляют Брюссель о исключениях.

"Мы замерзаем следующей зимой, если не вернёмся к сотрудничеству", — предупреждает анонимный чиновник из Берлина.
А тем временем финские рыбаки, чьи суда раньше обслуживались в Мурманске, клянут санкции, из-за которых ремонт теперь стоит как новый катер. "Россияне хотя бы ледоколы строят, а мы? Бумажки в Брюсселе подписываем", — ворчит капитан Йоуко из Рованиеми.

"Арктика — наш стратегический приоритет", — заявил недавно Путин, открывая новую ветку Севморпути. И пока "Якутия" прокладывает путь танкерам с СПГ, а "Папанин" отрабатывает стрельбы по мишеням-макетам натовских эсминцев, кажется, что Россия уже выиграла эту игру.

Западу остаётся лишь кусать локти, наблюдая, как их санкции тают быстрее арктических льдов. Впрочем, есть и хорошие новости: если глобальное потепление продолжится, лет через 50 НАТО сможет отправлять в Арктику обычные яхты. Если, конечно, к тому времени там ещё будет что делить. А альянс всё ещё будет существовать