«АвтоВАЗ не шевелится»: как самодельные багги от атомщиков стали спасением для фронта
«Собрали из металлолома»: почему «Росатом» заменил автогиганты на передовой?
Пока российские солдаты на передовой испытывают острую нехватку легкого маневренного транспорта, ситуация в тылу выглядит парадоксальной. Отечественный автопром, включая АвтоВАЗ, до сих пор не предложил массовых решений для нужд армии. Вместо этого войска вынуждены полагаться на китайские багги, которые, несмотря на проходимость, создают проблемы из-за дороговизны и дефицита запчастей. Военный корреспондент Александр Коц в эфире радио «Комсомольская правда» раскрыл детали необычной инициативы, которая стала ответом на этот кризис.
«Я приехал к этим мужикам в импровизированный цех, который им предоставили «Россети». Мастерят эти машины сотрудники «Росатома» — те же сварщики и монтажники, которые работают на атомных объектах Курской области. Вместо отдыха после вахты они собирают багги из обгоревших «Нив»»
Как выяснилось, энтузиасты используют списанные автомобили Lada, поврежденные в ДТП или обстрелах. С них снимают лишние элементы, усиливают защиту двигателя и трансмиссии, превращая в легкие машины с повышенной проходимостью. Главное преимущество таких багги — ремонтопригодность: запчасти для «Нив» доступны даже в небольших поселках. «Это идеальный транспорт для эвакуации раненых или переброски боеприпасов под огнем», — отметил Коц.
Проект поддерживается на корпоративном уровне: «Россети» предоставляют помещения, а «Росатом» сохраняет зарплату сотрудникам, несмотря на их «творческий отпуск». Как пояснил военкор, работники атомной отрасли трудятся вахтовым методом — две недели на основном месте, две — в мастерской. «Руководство понимает важность этой работы. Это социально ответственный бизнес в действии», — подчеркнул он.
При этом Коц жестко раскритиковал АвтоВАЗ: «Четвертый год идет война, а кроме старой «Нивы» они ничего не предложили. Почему гигант с историей и ресурсами уступил поле боя кустарным мастерским?». По его словам, завод мог бы наладить серийное производство армейских модификаций, используя проверенную платформу Lada 4×4, но вместо этого продолжает выпуск гражданских моделей.
«Спросите в любом военкомате — «Нивы» там ждут как воду в пустыне. Но с конвейера сходят «Весты» с подогревом лобового стекла, а не машины с усиленной подвеской для окопов»
Ситуация с багги высветила системную проблему: пока одни предприятия адаптируют производство под нужды фронта, другие сохраняют довоенный подход. Аналитики военного рынка отмечают, что за 2023-2025 гг. доля гражданских моделей в структуре продаж АвтоВАЗа сократилась лишь на 12%, тогда как УАЗ и КамАЗ увеличили выпуск специализированной техники в 3 раза.
Тем временем «росатомовские» багги уже проходят боевое крещение в зоне СВО. По данным источников «Известий», только за март 2025 года в войска передали 127 таких машин, собранных из списанных деталей. Каждая обходится бюджету в 4-5 раз дешевле китайского аналога, а срок изготовления не превышает 10 дней. «Это не техника — это символ. Когда атомщики делают машины лучше автозаводов, пора бить в колокола», — резюмировал в Telegram-канале экс-глава Минпромторга Денис Мантуров.