Газпрому нет смысла бороться за водородный рынок Европы
Чтобы вписаться в будущий водородный рынок ЕС, «Газпрому» нужно в первую очередь решить вопрос не объёмов его производства, а проблему, как его туда транспортировать, в противном случае шансов на успех нет никаких.
Есть ли у «Газпрома» этот самый шанс и возможности его реализовать?
В первую очередь идея использования уже существующих трубопроводов как бы напрашивается сама собой.
Вот только эта заманчивая идея не несёт под собой никакой практической пользы. Водород — чрезвычайно агрессивный по отношению к металлам газ, поэтому в чистом виде его закачать в новые трубопроводы «Газпрома», такие как «Северный поток -1» или «Северный поток-2», не получится.
Точнее, сделать это можно, вот только что от труб после активной коррозии останется спустя некоторое время? Поэтому возможны два приемлемых варианта — это модернизация этих газопроводов или прокачка по ним водорода в смеси с природным газом.
Первый вариант можно отметать сразу, так как в этом случае с чисто технической стороны:
- необходимо остановить через них подачу газа
- разобрать газопроводы и доставать трубы с морского дна
- транспортировать их на заводы и установить внутри секций труб специальные изолирующие слои
- обратно транспортировать модернизированные трубы и уложить их на Балтике.
После проведения этих работ придётся приступить к решению юридических вопросов:
- водород – это другой вид сырья, он не предусмотрен старыми проектами, поэтому потребуется снова проводить все экспертизы, получать новые разрешения, осуществлять повторную сертификацию
- наши «заклятые» друзья из-за океана и их европейские сателлиты сделают всё возможное, чтобы в этот раз точно «похоронить» новый российский теперь уже водородный проект
Второй вариант выглядит более реалистичным, но и в нём хватает «подводных камней»:
- смешивание водорода с другими газами на время снижает, но не устраняет полностью фактор постепенной коррозии материала трубопровода, который изначально к транспортировке этого вида сырья не проектировался
- водород – это очень летучий газ, поэтому его транспортировка на большие расстояния будет сопровождаться неизбежными потерями. Согласно расчётам сервисной компании Schlumberger, при транспортировке водорода по «Северному потоку-2» в Германию потери могут составить до 75%.
То есть второй вариант тоже особо радужных перспектив не рисует. Может быть, тогда поможет последний вариант – разработка и освоение технологии сжижения водорода и поставки его танкерами:
- во-первых, это очень затратно, особенно в части постройки огромного флота «водородовозов».
- во-вторых, это самый опасный вариант, так как сжиженный водород летуч и чрезвычайно взрывоопасен. Единственного ЧП с утечкой и взрывом будет достаточно, чтобы коллективный Запад обвинил Россию в производстве «водородных бомб».
Выходит, что «Газпром» может поучаствовать в «водородной» стратегии ЕС только путём поставок природного газа, который европейцы на месте будут превращать в «голубой» водород. Но выглядит такой вариант не слишком реалистичным.
ЕС пока настроен использовать только «зелёный» водород, получаемый из простой воды методом электролиза при использовании возобновляемых источников энергии.
Сейчас в ЕС готовится к реализации проект «H2-Startnetz 2030» по транспортировке и хранению водорода. На данный момент в Германии уже имеется 31 установка, которая может производить «зелёный» водород из морской воды.
Эти установки расположены на западе и северо-западе Германии, на побережье, их предполагается соединить интерконнектором с уже готовой трубопроводной системой.
При такой схеме водород сразу будет перекачиваться потребителям: предприятиям промышленности, заправочным водородным станциями и т.д., а излишки будут накапливаться в ПХГ, созданные на основе бывших соляных каверн.
То есть, в Германии «зелёный» водород будет вырабатываться и тут же потребляться, без необходимости его прокачки на огромные расстояния. Немцы уже подсчитали, что для переоснащения имеющейся у них газотранспортной системы под водород потребуется вложить порядка €660 млн.
Эта сумма для Германии не критична, если сравнивать её с многомиллиардными затратами в магистральные трубопроводы, которые потребуются «Газпрому», чтобы реализовать один их перечисленных выше вариантов.
Вот и получается, что водород – это, в основном, европейская тема, и перспектив у разработанной правительством в нынешнем её виде концепции развития водородной энергетики нет, по крайней мере в отношении европейского рынка.
А может это и хорошо, и, наконец-то, появится другая долгосрочная правительственная стратегия по развитие газохимии, нефтехимии и углехимии, которая позволит сохранить спрос на газ, нефть и уголь в условиях, когда человечество отказывается от их использования в энергетике.