Согласно спорной теории, человеческое сознание возникло из-за того, что группа обезьян накурилась травки

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Согласно спорной теории, человеческое сознание возникло из-за того, что группа обезьян накурилась травкиСегодняСегодня5 минНеужели обезьяны накушались грибов и случайно изобрели то, что мы называем сознанием? Согласно спорной теории, человеческое сознание возникло из-за того, что группа обезьян накурилась травки

Вообразите: группа мохнатых диких приматов, скачущих по африканским саваннам, натыкается на участок странных грибов, растущих на навозе. Любопытные и голодные, они их едят. Их чувства обостряются, цвета становятся ярче, появляются узоры и укрепляются социальные связи. Со временем эти психоделические встречи привели к прорыву в познании — острому зрению, более глубоким социальным связям и, в конечном итоге, к появлению языка. Ранние приматы эволюционировали в Homo sapiens, которые продолжали употреблять вызывающие сознание волшебные грибы — иными словами, в нас.

Вкратце, это суть теории обдолбанной обезьяны, или идеи о том, что наши впечатляющие когнитивные способности, такие как склонность к искусству и языку; самосознание; и понимание науки и даже культуры восходят к случайной встрече древних гоминидов с волшебными грибами.

В 1993 году американский этноботаник, мистик и сторонник психотропных препаратов Теренс Маккенна в своей книге «Пища богов» представил теорию обдолбанной обезьяны. Он утверждал, что регулярное употребление псилоцибиновых грибов стало катализатором резкого увеличения размера мозга от Homo erectus (очень близкого родственника современных людей) до Homo sapiens. Он предположил, что низкие дозы обостряют зрение во время охоты; умеренные дозы усиливали социальные связи и сексуальное влечение; а высокие дозы вызывали мистические состояния, которые приводили к абстрактному мышлению, духовному осознанию и символическому языку — критическому скачку в сознании.

Согласно спорной теории, человеческое сознание возникло из-за того, что группа обезьян накурилась травки

Перенесёмся в 2025 год, и эта идея вновь всплывает, по крайней мере, в культурных дискуссиях, благодаря психоделическому возрождению и новой волне исследований того, как психоактивные вещества влияют на мозг.

Метаанализ, проведённый в 2024 году журналом Nature, показал, что галлюциногенные вещества усиливают связь между мозговыми сетями, которые обычно не взаимодействуют друг с другом, что приводит к появлению новых связей и творческих идей. Они также ослабляют прочные связи внутри отдельных сетей, нарушая привычные модели мышления и вызывая расширенные состояния сознания. Аналогичным образом, статья опубликовала результаты исследований, показывающих, что психоделические вещества могут повышать умственную работоспособность и способствовать перестройке мозга.

Однако, несмотря на растущий интерес к сознанию, остаётся вопрос на миллион долларов: есть ли у теории обкуренных обезьян научное обоснование?

«Хотя было доказано, что употребление псилоцибина экспериментальным путём вызывает изменения в процессах, связанных с нейропластичностью в мозге, теория Маккенны о «обезьянах под кайфом» предполагает прямую причинно-следственную связь между употреблением психоактивных растений и сложной неврологической эволюцией, — говорит Эми Клэр Райхельт, доктор философии, нейробиолог. — Это остаётся лишь предположением без подтверждающих ископаемых свидетельств».

Райхельт указывает, что сложность мозга возникает в результате взаимодействия генов и давления окружающей среды в течение длительного времени, а не внезапных скачков, вызванных психоделиками. «Кроме того, психоактивные растения встречаются не повсеместно там, где эволюционировали люди, — добавляет она. — Возможно, более вероятно, что измененные состояния сознания после употребления психоактивных растений будут вдохновлять на культурные сдвиги, такие как искусство или духовное усыновление».

«Теория обдолбанных обезьян затрагивает более глубокое культурное стремление — ощущение, что есть скрытые знания, которые игнорирует большинство».

Другие учёные разделяют этот скептицизм, особенно когда речь идёт о биологической механике, которая управляет эволюцией. «Пожалуй, самым важным контраргументом является отсутствие доказательств влияния психоделиков на ДНК, — говорит Наталья Воробьёва, доктор наук, нейробиолог и соучредитель Hive Bio, организации, предлагающей психотерапию с применением кетамина. — Чтобы происходила эволюция, цепочки ДНК должны меняться — и эти изменения должны быть полезными. Псилоцибин вызывает кратковременные изменения в сознании, но этого недостаточно для естественного отбора».

Есть простая причина, по которой эта теория продолжает существовать: это хорошая история. Воробьева считает, что люди тянутся к простым мифическим историям, чтобы объяснить сложные вопросы, часто связанные с внешней силой. Гораздо приятнее представить, как священные растения вызывают скачок в человеческом сознании, чем «переваривать беспорядочную случайность естественного отбора». Однако культурные течения также помогают теории оставаться на плаву.

«Теория обдолбанной обезьяны затрагивает более глубокое культурное желание — чувство, что есть скрытое знание, которое мейнстрим игнорирует. Психоделики давно связаны с контркультурными движениями, и теория Маккенны бросает вызов академической ортодоксальности, — добавляет Воробьева. — Это привлекает людей, которые считают себя «в теме» и знают истины, которые институты игнорируют».

Однако, по мнению других экспертов, даже если галлюциногены не оказали прямого влияния на биологию человека, они оказали глубокое влияние на его опыт.

«Существуют неопровержимые доказательства того, что люди уже очень давно достигают необычных или расширяющих сознание состояний, либо употребляя в пищу растения и грибы, встречающиеся им в окружающей среде, либо посредством различных экстатических ритуальных форм, — говорит Сандип Пракаш, доктор философии, соучредитель и главный научный сотрудник SoundSelf, компании, которая создает программное обеспечение для терапии психического здоровья. Он находит теорию обкуренной обезьяны крайне интригующей. — Интересно представить, каково было древним людям встречаться с психоделическими растениями и грибами».

Тем не менее, Пракаш признает, что утверждение о том, что волшебные грибы ответственны за возникновение современного сознания, было бы преувеличением. «Самое логичное объяснение заключается в том, что психоделики, вероятно, использовались в интенсивных групповых ритуалах, которые помогали людям осмысливать мир, и эти ритуалы превратились в традиции символического языка, которые могли передаваться из поколения в поколение».

Такое ритуальное использование галлюциногенов черпает вдохновение в том, чего не хватает современному обществу, — вот почему они, наряду с альтернативными моделями объяснения реальности, такими как панпсихизм, возвращаются с грубой силой. «Нам не хватает «церемониального сознания», — говорит Пракаш, указывая на повышенную осознанность, экзистенциальный смысл и связь, которые когда-то присутствовали в ритуалах, общественных собраниях или использовании божественных грибов.

«Научный материализм [убеждение, что физическая материя — единственная реальность, объяснимая наукой], фактическая религия интеллектуального класса, не может дать людям ответы на такие вопросы, как «Какова природа личности?», — говорит Пракаш. Он быстро добавляет, что это также «не может объяснить, как у нас развились саморефлексивное сознание, искусство, музыка и символический язык».

«Этого мы, возможно, никогда не узнаем», — заключает Пракаш.