Захаров заставлял лаять, Абдулов изменял с Азизой, а Гафт предлагал карьеру через постель: как красота сыграла с Алферовой злую шутку.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>Захаров заставлял лаять, Абдулов изменял с Азизой, а Гафт предлагал карьеру через постель: как красота сыграла с Алферовой злую шутку.СегодняСегодня7511 минОглавление
Ирину Алфёрову нередко называли одной из самых красивых женщин советского кино. Однако сама актриса воспринимала свою внешнюю привлекательность не как дар, а скорее как бремя. Ей казалось, что люди, очарованные её внешностью, не стремились заглянуть глубже — в её душу, в её личность, в её истинный актёрский потенциал. Алфёрова часто сталкивалась с тем, что её недооценивали как творческую личность, что лишь усиливало внутренние сомнения и неуверенность в себе. По её признанию, чувство внутреннего равновесия пришло только с годами, когда она достигла зрелого возраста.
Но даже тогда она не чувствовала полного покоя — в душе всё ещё жила та самая молодая женщина, прославившаяся в образе Констанции Бонасье. Только вот с течением времени в отражении зеркала она всё чаще видела не ту, что живёт внутри неё, а иную — изменившуюся, взрослеющую, с печалью во взгляде.
Нежданное дитяИрина Алферова с родителями и сестройИрина Алферова с родителями и сестрой
Появление Ирины на свет не было осознанным решением её родителей. В семье Ивана Кузьмича и Ксении Архиповны уже подрастала девочка, которой едва исполнилось четыре месяца, когда в жизнь родителей вторглась весть о новой беременности. Эта новость стала для них неприятной неожиданностью. Не раздумывая они приняли решение не сохранять второго ребёнка. Ксения Архиповна уже готовилась к поездке в больницу для прерывания беременности, пока её муж находился в командировке в отдалённой деревне.
Но судьба распорядилась иначе. В тот самый день, когда жена уже собрала все необходимые для поездки в больницу вещи, Иван Кузьмич ужинал в компании друга, как вдруг в дом вошли две девочки, почти одинакового возраста. Этот момент стал для него откровением — перед ним предстало возможное будущее: у него тоже могли быть две такие дочери, весёлые, озорные, живые. Мысль о том, что он лишает одну из них права на существование, поразила его до глубины души.
Как именно он пробирался к ближайшему почтовому отделению и уговаривал работников принять срочную телеграмму — история сама по себе достойная отдельного рассказа. Главное, что его послание пришло вовремя. Ксения Архиповна отказалась от аборта, и 13 марта 1951 года на свет появилась Ирина Алфёрова — девочка, которой суждено было стать одной из самых узнаваемых актрис страны. Правда, в детстве она и не догадывалась, какую судьбу ей уготовила жизнь. Осознание будущего призвания пришло к ней только в старших классах, а до этого она просто росла, как и все остальные сверстники.
Ирина Алферова в детствеИрина Алферова в детстве
По воспоминаниям Ирины, главным человеком в её жизни всегда оставалась мама — Ксения Архиповна. Во время Великой Отечественной войны она трудилась на оборонном предприятии, изготавливая боеприпасы, а затем добровольцем ушла на фронт, где служила стрелком-радистом в дальнебомбардировочной авиации. После войны вернулась в Новосибирск, поступила в юридическую школу и впоследствии стала адвокатом. Именно там она и встретила своего будущего мужа — отца Ирины.
Иван Кузьмич начал службу в местном отделении КГБ, а затем перевёлся в уголовный розыск. Несчастный случай кардинально изменил его судьбу: попав под трамвай, он лишился ступней, после чего стал прикладываться к бутылке.
Детство Ирины было непростым: постоянная нехватка денег, мамины переработки, бытовые трудности. Несмотря на это, атмосфера в доме оставалась тёплой. Мама ни разу не повысила голос на дочерей, и обе девочки — Ирина и её старшая сестра Татьяна — чувствовали себя рядом с ней под надежной защитой. От матери Ирина усвоила важный жизненный принцип: всегда делиться добром с другими. Даже в самые скромные времена в доме находилось место для угощений — испечёнными пирогами делились с соседями и друзьями дочерей.
С ранних лет сёстры проявляли тягу к творчеству — устраивали импровизированные спектакли во дворе, придумывали сцены и роли. Для Ирины это стало первой сценой, пусть и без зрителей.
Ирина Алферова в молодостиИрина Алферова в молодости
В подростковом возрасте Ирина поступила в театральную студию при Доме учёных в Академгородке. Там она впервые почувствовала себя среди единомышленников — эти люди казались ей необычными, внутренне свободными, как будто пришедшими из другого, более вдохновенного мира. Вскоре она записалась и в клуб «Под интегралом», где велись оживлённые дискуссии на самые разные темы — от науки до политики. В 1968 году этот клуб провёл первый Всесоюзный фестиваль самодеятельной песни, в рамках которого неожиданно для всех прошёл и конкурс красоты.
Ирина не собиралась участвовать — её буквально вытащили на сцену из зала. Но мероприятие оказалось куда более глубоким, чем она ожидала: девушки демонстрировали не только внешность, но и таланты — пели, танцевали, решали головоломки, угадывали предметы с завязанными глазами. В итоге Ирине присудили звание «Мисс Пресса». Хотя она и не считала себя красавицей, ей было приятно, но всё же важнее оставалось одно — чтобы люди видели не только её внешнюю оболочку, но и внутреннее содержание, её душу и талант.
Занятия в Академгородке придали Ирине уверенности в себе. Вскоре она твёрдо заявила родителям о намерении стать актрисой и уехать учиться в Москву. Отец отнёсся к этой идее с недоверием, но мама, как и всегда, оказалась на стороне дочери.
Путь к мечте: Москва
Первое знакомство Ирины Алфёровой со столицей стало настоящим событием — не только потому, что она впервые отправилась в Москву, но и потому, что первый раз в жизни поднялась в небо на самолёте. Это путешествие в компании матери, Ксении Архиповны, произвело на юную Ирину глубокое впечатление, оставив в душе след восторга и предвкушения. Однако радужные ожидания быстро сменились разочарованием: в ГИТИС она прибыла слишком поздно — прослушивания уже перешли ко второму туру, и ей предложили вернуться и попытать счастья через год.
Ирина АлфероваИрина Алферова
И вдруг произошло нечто удивительное — к Ирине подошёл неизвестный молодой человек, и сообщил, что её ждут на третьем туре. Он даже внёс её фамилию в список участников и вскоре исчез так же внезапно, как и появился. Ирина больше никогда не встречала этого человека, но с того самого момента начала верить в то, что в жизни случаются настоящие чудеса.
Выросшая в атмосфере уюта и заботы, Ирина тяжело переносила разлуку с родными. В чужом городе, одна, она остро ощущала одиночество: скучала по маме, порой плакала от тоски и спала с любимой игрушкой, как в детстве. В некоторых публикациях позже писали, что в первые годы учёбы она не блистала особенными успехами и даже оказалась на грани отчисления после первого курса. Однако судьба предоставила ей шанс, о котором мечтает каждая молодая актриса: на четвёртом курсе к ней обратился режиссёр Василий Ордынский с предложением сыграть Дашу в экранизации «Хождения по мукам».
Кадр из к/ф «Хождение по мукам» 1977 г.Кадр из к/ф «Хождение по мукам» 1977 г.
К сожалению, съёмки были приостановлены почти сразу после начала — Ордынский перенёс инфаркт. Несмотря на вынужденную паузу, он настоял, чтобы Алфёрова не принимала других предложений до завершения картины. Она пообещала, что дождётся его возвращения к работе и не станет ни сниматься в кино, ни выходить на театральную сцену. Ирина сдержала слово, отказавшись даже от предложений таких признанных режиссёров, как Леонид Гайдай и Григорий Чухрай.
До «Хождения по мукам» Ирина уже успела принять участие в нескольких киноработах, однако широкую известность они ей не принесли. Всё изменилось после выхода фильма на экраны в 1977 году — имя Алфёровой стало известным, и её заметили не только зрители, но и мастера театра. Режиссёр Валерий Фокин ещё раньше звал её на главную женскую роль в спектакле «Валентин и Валентина», но тогда Галина Волчек отказалась от её кандидатуры, посчитав студентку слишком юной для серьёзной драматической роли. Спустя время актрису принял в труппу «Ленкома» сам Марк Захаров.
Актеры Александр Абдулов, Ирина Алферова, директор Кемеровской областной филармонии Владимир Литвинов, главный режиссер театра Ленком Марк Захаров и актер Николай Караченцов (слева направо).Актеры Александр Абдулов, Ирина Алферова, директор Кемеровской областной филармонии Владимир Литвинов, главный режиссер театра Ленком Марк Захаров и актер Николай Караченцов (слева направо).
Поначалу Ирина буквально была окрылена успехом: работа в одном из самых престижных театров страны казалась воплощением мечты. Однако вскоре стало ясно, что реальность далеко не столь радужна. В течение многих лет актрисе доставались лишь эпизодические появления в массовке. Отношения с Захаровым не складывались. Апогеем стала ситуация, когда ей предложили сыграть роль… собачки — без слов, с единственным действием: лаять. Это стало последней каплей. Алфёрова написала заявление об уходе.
Марк Захаров не скрывал обиды и прямо заявил, что никогда не считал её актрисой, а держал в труппе лишь из-за мужа — Александра Абдулова, которого очень ценил. Такое отношение стало для Ирины болезненным ударом по самолюбию.
Но Захаров оказался не единственным, кто подвергал сомнению её актерский талант. Знаменитый актёр и мастер эпиграмм Валентин Гафт в одной из своих остроумных, но язвительных заметок прошёлся по Ирине особенно жёстко. Он намекнул, что её успех зиждется не на таланте, а исключительно на внешней привлекательности, и посоветовал ей "делать карьеру в постели, а не в искусстве".
Автор Валентин ГафтАвтор Валентин Гафт
Следующий важный этап в кинокарьере Алфёровой связан с образом Констанции Бонасье в ленте «Д’Артаньян и три мушкетёра». Хотя этот фильм принёс ей всенародную любовь, процесс съёмок оказался для неё крайне тяжёлым. Режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич признался позже, что актрису ему «навязало» руководство, и потому он относился к ней предвзято. Он был недоволен её игрой, а атмосфера на съёмочной площадке, по признанию самой Ирины, была для неё тяжелым испытанием.
Кадр из к/ф «Д’Артаньян и три мушкетёра» 1978 г.Кадр из к/ф «Д’Артаньян и три мушкетёра» 1978 г.
В тот трудный период актрису поддерживал только Михаил Боярский. Забавно, но на роль Д’Артаньяна вначале рассматривался Александр Абдулов — супруг Ирины Алфёровой. Однако режиссёр отдал предпочтение Боярскому, и именно в его исполнении герой романа Дюма стал впоследствии культовым персонажем.
Перипетии личной жизни
Ирина Алфёрова впервые встретила своего первого мужа, Бойко Гюрова, ещё совсем юной — на первом курсе ГИТИСа. Судьбоносное знакомство произошло на светском приёме в болгарском посольстве, где отмечали национальный праздник. Бойко, студент МГИМО и сын известного болгарского математика, увлекался автогонками и с первого взгляда был очарован утончённой красотой Ирины. Вскоре молодые люди сыграли свадьбу прямо в стенах посольства, а в мае 1974 года у них родилась дочь Ксения — имя малышке дали в честь матери Ирины.
Ирина Алферова с дочерьюИрина Алферова с дочерью
Однако семейная идиллия оказалась недолгой. Алфёрова стремилась к сцене и мечтала о кинематографе, тогда как Гюров представлял себе семейную жизнь иначе: он хотел, чтобы супруга сосредоточилась на доме, детях и уюте. Ирина не смогла отказаться от своего призвания и, несмотря на любовь к дочери, не хотела становиться только домохозяйкой. Разные взгляды на жизнь разрушили брак.
Вскоре судьба преподнесла Ирине новый роман — с Александром Абдуловым. Несмотря на слухи, будто их брак был организован по инициативе Марка Захарова ради театрального имиджа «Ленкома», чувства между Алфёровой и Абдуловым были настоящими. Они поженились до того, как их имена стали греметь по всей стране: Ирина обрела популярность после «Хождения по мукам» в 1977 году, Александр — после выхода «Обыкновенного чуда» в 1978-м. Их союз был заключён в тишине, без шума и фанфар, ещё до славы и оваций.
Ирина Алферова и Александр АбдуловИрина Алферова и Александр Абдулов
Тем не менее, и этот брак не стал вечным. По признанию самой актрисы, Абдулов был человеком иного склада, из «другого мира», и последние годы совместной жизни она прожила в постоянной внутренней боли. Она нередко плакала, чувствуя, что счастье ускользает.
О неверности Абдулова ходили многочисленные слухи, и в 1989 году у него действительно завязался роман с тогда еще только начинающей певицей Азизой. По её воспоминаниям, Александр ухаживал красиво, стараясь поддержать её, пока она чувствовала себя чужой и потерянной в Москве. Их отношения стремительно развивались — они начали встречаться в квартире Абдулова, когда Ирина находилась на репетициях или гастролях. Однако это стало лишь толчком к расставанию — настоящая трещина в браке появилась задолго до этой связи. Развод звездная пара оформила в 1993 году.
Александр Абдулов и Ирина АлфероваАлександр Абдулов и Ирина Алферова
Разрыв дался Ирине нелегко. Она переживала его глубоко, но не теряла надежды — как человек, верящий в чудеса, она знала, что любовь ещё может прийти. И она пришла. В 1995 году, спустя два года после развода, актриса снова вышла замуж. Её новым избранником стал актёр Сергей Мартынов — их чувства вспыхнули во время съёмок фильма «Звезда шерифа».
Этот союз оказался именно тем, чего так долго не хватало Ирине — тихим, надёжным, наполненным доверием и теплом. Даже спустя десятилетия, Сергей говорит о ней с неизменной нежностью. Несмотря на активную карьеру, Ирина сумела сохранить в доме уют и стать заботливой женой и матерью.
Сергей Мартынов и Ирина АлфероваСергей Мартынов и Ирина Алферова
Родных детей, кроме Ксении, у Алфёровой так и не появилось, однако она с любовью приняла в своё сердце и семью детей мужа от первого брака. Первая жена Сергея Мартынова, рано ушла из жизни, и дочки остались на его попечении. Ирина быстро нашла с ними общий язык и стала для них настоящей матерью. Кроме того, она взяла на себя заботу о племяннике — сыне своей сестры Татьяны, которая умерла в 1997 году. Так её дом наполнился голосами детей.
В отличие от многих своих коллег, Ирина Алфёрова никогда не скрывала, что своё старение она воспринимает очень болезненно. Её было всего 40 лет когда она впервые призналась об этом журналистам. И с каждым прожитым годом всё яснее ощущала: внешность меняется, уходит былая привлекательность, но внутри она остаётся той же женщиной, которой была в молодости. Актриса признается, что когда она смотрит в зеркало, ей сложно узнать в отражении ту самую Ирину, которую когда-то называли одной из самых красивых актрис страны.
Ирина АлфероваИрина Алферова
Мысли о пластической операции возникали не единожды, но муж решительно воспротивился. Он дал понять, что если она решится изменить себя хирургическим путём, это может разрушить их брак. Для Алфёровой этот поступок стал проявлением глубокой любви — не потому, что он запретил, а потому, что продолжал видеть в ней ту же женщину, которую когда-то полюбил. Ирина благодарна Сергею за то, что он каждый день смотрит на неё с тем же нежным взглядом, что и в начале их пути — несмотря на возраст, несмотря на перемены.