Важный прецедент. В России начался пересмотр итогов приватизации
Наверняка многие читатели слышали историю о Соликамском магниевом заводе (СМЗ). В настоящий момент проходит процедура возврата предприятия в государственную собственность. Однако дело выходит далеко за пределы истории СМЗ. Все гораздо серьезнее.
Не будем в подробностях описывать ситуация, сложившуюся с Соликамским магниевым заводом. Если говорить вкратце, то абсолютно неэффективное управление предприятием привело к тому, что важнейшая отрасль (редкоземельные металлы), от которой напрямую зависит безопасность страны, оказалась под угрозой.
Государство подумало и решило пересмотреть итоги приватизации СМЗ, которая произошла аж в 1994-1995 году. Кончено, всем ясно, как проходила приватизационная кампания 1990-х годов. Теоретически ее можно отменить на абсолютно законных основаниях. Однако возникает вопрос: а нужно ли это делать?
Значительная часть предприятий управляется вполне эффективно: производится модернизация оборудования, расширяется рынок сбыта, сокращаются издержки производства. Некоторые предприятия вполне успешно реализуют программы по импортозамещению, выходят на экспорт, развивают высокие технологии.
В качестве примера возьмем металлургическую отрасль. Основная претензия к металлургам заключается даже не в том, что они платят большие дивиденды, а в том, что выводят их в офшоры.
Если бы деньги оставались в стране, то не так важно, шли бы они в государственный бюджет, или же хранились на банковских счетах. И в одном, и в другом случае они автоматически работают на развитие страны. Просто по разным схемам, но эффективность от этого не страдает.
С усилением государственников у нас случилось три важных прецедента: национализация Башкирской содовой компании, фактическая национализация Владивостокского морского торгового порта (ВМТП) и недавняя история с Соликамским магниевым заводом (СМЗ).
Все эти прецеденты объединяет одна особенность: собственники предприятий выкачивали из них деньги, не вкладываясь в обновление и модернизацию производств.
Например, после фактической национализации ВМТП компании пришлось даже отказаться от дивидендов на несколько лет вперед, поскольку имеется острая необходимость обновления флота. Все деньги будут пущены на инвестиции.
При этом ситуация с СМЗ стоит особняком по той причине, что государство обратилось к сделке аж 26-27 летней давности. То есть всем наглядно демонстрируется пример того, что пересмотр итогов приватизации может быть осуществлен по закону. И срок давности здесь не играет никакой роли.
Таким образом мы видим новую стратегию государства. Если в ключевых (пока что ключевых) секторах экономики от деятельности частных собственников имеется ущерб, но активы подлежат национализации. Переходу под государственное управление.
Этот маховик только раскручивается. И в будущем, без сомнений, мы увидим огромное количество новых кампаний по возврату предприятий в государственную собственность.
P.S. Также рекомендуем изучить историю, которая не была на слуху. Это национализация порта «Бронка», который располагается в Санкт-Петербурге.