Йемен: новый «Афганистан» для США
Здравствуйте, вот уже больше месяца продолжается военная операция США против хуситов Йемена. Параллельно с этой операцией проводятся переговоры с Ираном, который американцы считают причастными к финансированию хуситов, их обучению и помощи в производстве крылатых ракет и беспилотников. Трамп гордо рапортует об успешном ходе переговоров с персами и «смертельных ударах» по хуситам. Однако, несмотря на позитивный настрой Трампа, есть основания полагать, что операция против хуситов может затянуться на годы и стать для США вторым «Афганистаном». Причём независимо от того, договорятся ли Штаты и Иран о чём-то или нет.
Изначально, на мой взгляд, эта операция была чем-то вроде «чёрной метки» Ирану — что вот мол мы начали бомбить хуситов, и вас, персов, тоже можем начать так бомбить. Тем более Штаты стянули в регион крупные силы, включая бомбардировщики и заправщики, явно давая понять Ирану, что будет в случае отказа от переговоров по ядерной сделке. Надо признать, что силовой приём Дональда Трампа сработал и персы согласились на переговоры, хотя изначально они не хотели разговаривать с американцами.
Допустим, переговоры пройдут успешно для США. Будет ли это означать сворачивание операции против хуситов? Скорее наоборот, и вот почему. По данным Politicо хуситов якобы финансируют силы «Кудс» — иранское военное подразделение специального назначения Корпуса стражей исламской революции. А те, в свою очередь, берут на это деньги от продажи иранской нефти Китаю, в обход западных санкций. Предположим самый позитивный для Штатов вариант, что Иран и США договорятся о снятии санкций в обмен на возобновление ядерной сделки, а Иран откажется от финансирования хуситов. Перестанут ли тогда, в свою очередь, хуситы атаковать торговые суда?
Йемен очень бедная страна, к тому же сильно пострадавшая от гражданской войны — была разрушена нефтяная инфраструктура, которая обеспечивала Йемену хотя бы какие-то экспортные доходы. То, что уцелело, американцы недавно решили добить окончательно. Проводя операцию против хуситов, они решили разбомбить порты, заводы и прочую инфраструктуру, которая по их мнению служила источником доходов для хуситов. Логика конечно в этом есть, но тут как посмотреть. Если американцы проведут успешные переговоры с персами и окончательно добьют инфраструктуру Йемена, они просто не оставят хуситам выбора, кроме как ещё усерднее атаковать торговые суда, потому что это останется единственным их источником заработка.
По данным экспертов ООН хуситы зарабатывают около 180 млн. долларов в месяц или же около 2 миллиардов долларов в год, заключая соглашения с некоторыми судоходными компаниями, гарантируя им «безопасный проход». Схема оставляет смешанные чувства и ассоциацию с нашими «90-ыми», но по сути американцы просто не оставляют хуситам иного выбора. Ведь выживать им как-то надо, а как это сделать, если США решили разбомбить всё то, что могло бы обеспечивать Йемену и его жителям доходы. Поэтому удары США по инфраструктуре Йемена или гипотетический отказ Ирана от финансирования хуситов приведут не только к усилению атак на торговые суда, но и к притоку добровольцев в ряды хуситов, потому что а куда ещё деваться нищим йеменцам в условиях отсутствия иных источников дохода.
Далее хотелось бы поговорить о том, а нужно ли вообще американцам продолжать бомбить Йемен после завершения переговоров с персами. Если изначальная цель состояла в том, чтобы заставить Иран сесть за стол переговоров, то она достигнута. А что касается свободы судоходства в Красном море, то по этому поводу в середине марта была обнародована утечка из секретного чата в мессенджере Signal. Там члены Совета нацбезопасности США, министр обороны Хегсет, вице-президент Вэнс и другие высокопоставленные лица обсуждали, что эта операция больше нужна Европе. «Я просто ненавижу снова спасать Европу» — писал Вэнс. Хегсет в чате и вовсе назвал европейцев нахлебниками. Учитывая, что операция против хуситов обходится США в 1 миллиард долларов в месяц, он не так уж не прав.
Однако последнее время отношения Европы и США заметно охладели и американцы просто так для европейцев ничего делать не собираются. Скорее наоборот — от Трампа звучат призывы в сторону ЕС самим обеспечивать свою безопасность, покупать больше товаров у США, а ещё было бы неплохо добровольно отдать Гренландию. В общем былым западным единством и солидарностью больше и не пахнет. Вообще, если посмотреть на ситуацию объективно, то действительно через Красное море и Суэцкий канал больше проходит товаров именно для Европы, включая нефть и газ. А для США и их национальных интересов больше важен Панамский канал, чем Суэцкий.
Однако если смотреть на ситуацию не прямо сейчас, а на чуть более отдаленную перспективу, то окажется, что американцы бомбят хуситов вовсе не ради «европейских нахлебников», а ради себя любимых. Ведь сейчас между США и Китаем разгорается торговая война, и Вашинтон ищет себе союзников в этом деле. Так например Индия, видя куда задул ветер перемен, на днях предложила себя в качестве замены Китаю:
Индия предлагает американским компаниям, которые хотят уйти из Китая, перенести производство на свою территорию — The Economic Times.
Это всё конечно новости не из разряда сенсации, ведь Индия уже давно рассматривается Штатами как альтернатива и противовес Китаю. Там уже собирается часть американских смартфонов Apple и прочая электроника. Но пользуясь начавшейся торговой войной между США и КНР, Нью-Дели хочет привлечь в страну американские производства не только из сферы электроники, но также из таких секторов как фармацевтика, химия, автомобили, игрушки, кондиционеры и бытовая техника. Выглядит сейчас для Индии всё довольно радужно, но, как говорится, есть нюанс.
Товары ведь нужно не только произвести, нужно ещё их как-то доставить до конечного потребителя. А на пути следования товаров из Индии скажем до потребителя в Европе, стоят голодные хуситы, которым американцы разбомбили страну. Китайские и российские суда хуситы не трогают, а значит китайские товары спокойно могут пройти через Суэцкий канал. А вот американским товарам, сделанным в Индии, чтобы судно с ними не потопили, пришлось бы преодолеть куда большее расстояние в обход всего Африканского континента, что сделало бы доставку дольше и дороже.
Американцы ещё толком не начали производить в Индии свои товары, а это уже заранее выглядит невыгодным из-за дорогой и сложной логистики. Поэтому ещё в 2023 году на свет появился проект нового маршрута «Индия — Ближний Восток — Европа». Его появление напрямую было связано со снижением зависимости от Суэцкого канала и в целом проект позиционировал себя как альтернатива китайскому «Поясу и пути».
На бумаге всё выглядело довольно неплохо. Например предполагалось построить высокоскоростные железные дороги, на которых грузовые поезда могли бы развивать скорость до 120 км в час, что позволило бы доставлять грузы даже на 40% быстрее, чем по маршруту через Суэцкий канал.
Но тут началась война Израиля и ХАМАС, что привело к очередному витку напряженности в отношениях между евреями и арабами — в частности с Саудовской Аравией, через чью территорию должен проходить маршрут. Вообще этот проект пытается сочетать в себе страны, которые сложно сочетаются. Это нужно достичь примирения не только между евреями и арабами, но также учитывать, что Индия является членом БРИКС и несмотря на конкуренцию с Китаем, не собирается сильно портить с ним отношения.
Не до конца ясным остается также вопрос, а кто за всё это заплатит — за все эти высокоскоростные железные дороги, морские порты и прочую инфраструктуру для транспортировки грузов. Вопросов пока больше, чем ответов, но главное это фактор времени — даже если все вопросы удастся утрясти, а на Ближнем Востоке обеспечить стабильность, реализация этого маршрута займет как минимум десятилетие, а как максимум — не одно.
Поэтому сейчас у американцев пока нет альтернативы, кроме как пытаться разблокировать маршрут через Красное море. А значит придётся продолжить операцию, обмениваться ракетными ударами с хуситами и готовиться к проведению наземной составляющей, т.к. одни только ракетные удары не дадут желаемого результата. Даже если сухопутное вторжение в Йемен будут осуществлять союзники США, а не сами американские солдаты, по деньгам и времени эффект для Штатов будет сопоставим с войной в Афганистане.