Пока в Европе продолжается «пир во время газовой чумы», Россия не в силах ей помочь
До тех пор, пока европейские политики не осознают, что энергетика должна быть в первую очередь надёжной, а уже потом экологически чистой, никакая помощь Старому Свету против разразившегося кризиса, увы, не поможет.
Европа, как пациент, безнадёжно больна. Цена на газ на европейских торговых площадках опять превысила отметку в $1100 за тысячу кубов. В этой ситуации, казалось, надо спасать экономику, отбросив идеологию и политику.
Есть самый простой и надёжный вариант решения проблемы — оперативно завершить сертификацию «Северного потока -2», запустить его в эксплуатацию и начать получать по нему газ, перекрыв возможности для спекуляций на рынке.
Это для нормального пациента, который хочет побороть недуг, но только не для чиновников ЕС. В их головах на этот счёт зреют совершенно нереальные, «сказочные» идеи.
На саммите лидеров Евросоюза 21-22 октября они собираются обсуждать возможность совместных европейских закупок газа, предполагая, что это поможет снизить закупочную цену на него.
Эта идея не нова, она поднималась брюссельскими бюрократами ещё в 2014 году после вхождения Крыма в состав России и введения ими антироссийских санкций. Тогда она умерла сама собой.
Сейчас Глава европейской дипломатии испанец Жозеп Боррель сравнивает совместную закупку газа с централизованным приобретением Евросоюзом вакцин от коронавируса.
Очень странно, что Жозеп Боррель запамятовал о том, как долго Брюссель вёл переговоры о покупке вакцины по сравнению со своими конкурентами в лице США и Великобритании, и какими распрями и взаимными обвинениями сопровождалось распределение вакцины внутри стран Евросоюза.
Природный газ, в отличие от вакцины, сугубо рыночный товар — какой мировой поставщик согласится продавать его Евросоюзу по цене ниже рыночной?
Или как будет распределяться газ, закупленный Еврокомиссией, между странами Евросоюза? Как в этом случае будут сочетаться новые их контракты с теми, которые многие из стран ЕС уже заключили с теми или иными поставщиками.
Вторая идея, которую хотят обсудить на форуме, касается создания европейского стратегического резерва газа. Экономически в ней содержится больше смысла. Действительно, когда в прошлом году, цены на газ были рекордно низкими, Европа могла бы запасти больше СПГ, что, скорее всего, уменьшило бы дисбаланс спроса и предложения в 2021 году.
Возможно, установление жёстких требований по размерам резервов для поставщиков газа увеличит их инвестиции в создание новых подземных хранилищ в Европе. Это отчасти застрахует потребителей от резкого взлёта цен на газ, но неминуемо приведёт к росту тарифов, ведь за его хранение необходимо платить.
В любом случае реализация этих идей нацелена на будущее и преодолению нынешнего энергетического кризиса никак не способствует. И пока европейские политики «витают в облаках» на фоне роста цен на природный газ в мире стали закрываться заводы по производству удобрений, в том числе и на европейском континенте.
Учитывая, что Китай принял решение ограничить экспорт удобрений, чтобы не допустить роста цен на своём внутреннем рынке, их нехватка естественно повлечёт неурожай основных продовольственных культур, то есть подорожает еда.
Агрономами давно установлено, что одна тонна минеральных удобрений даёт прибавки урожая: 8-15 тонн зерна, 50-70 тонн картофеля, 30-40 тонн сахарной свёклы, 5-6 тонн хлопка-сырца, 2-3 тонны льноволокна.
И дело не только в количестве, но и в качестве. Азотные удобрения увеличивают содержание белка и клейковины в зерне злаковых культур, что особенно критично для пшеницы твёрдых сортов, из которых делают макароны и высококачественную муку.
Обязательно поднимутся цены на сахар: минеральные удобрения увеличивают его содержание в сахарной свёкле. Роста цен на удобрения скажется на кормовых культурах. В первую очередь на кукурузе, 20% себестоимости которой приходится на удобрения. Рост цен на корма спровоцирует подорожание мяса, курятины и яиц.
И это только одна из серьёзнейших проблем, которую уже породил энергетический кризис. Но брюссельских чиновников это мало волнует. Их больше мучает маниакальная идея обрести энергетическую независимость от России, и за ценой они не постоят.
Поэтому, независимо от хода обсуждения на предстоящем саммите этих, или других, ещё более абсурдных идей, генеральную линию Брюссель менять не собирается.
Инвестирования в ещё большем объёме в первую очередь будут направлены на возобновляемую энергетику, а не на недопущение подобных энергетических катаклизмов в будущем. Расплачиваться за подобные решения будут законопослушные и наивные рядовые европейцы.
Чтобы сейчас не предложила Россия в качестве антикризисных мер, Евросоюз их принять не готов. Поэтому, если клиент решил заниматься самолечением — не стоит ему в этом мешать.