«Китайский» вектор внешней политики Грузии – в прицеле западных пропагандистов
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Китайский» вектор внешней политики Грузии – в прицеле западных пропагандистовСегодняСегодня10 мин
18 апреля в Тбилиси прошло 9-е заседание Грузино-китайской совместной комиссии по торговле и экономическому сотрудничеству под сопредседательством первого вице-премьера Грузии, министра экономики и устойчивого развития Левана Давиташвили и заместителя министра коммерции КНР Линь Чжи. Следуя повестке дня заседания комиссии, стороны обсудили перспективы углубления отношений свободной торговли и инвестиций между думая странами, а также сотрудничество в сфере транспорта, логистики, энергетики, информационных технологий и инноваций, туризма, сельского хозяйства и других сферах, перспективы их углубления, а также вопросы, связанные с прямым авиасообщением между двумя странами. Одной из тем обсуждения также стала значимость «Среднего коридора» и роль Грузии в его развитии.
В 2024 году двусторонний товарооборот вырос на 17 % по сравнению с позапрошлым годом, составив 1,92 млрд долларов, что вывело КНР на четвёртое место среди крупнейших торговых партнёров Грузии. Одним из результатов мероприятия стало разрешение на продвижения на рынке Китая грузинского меда. В ближайшие месяцы будут завершены переговоры по протоколу размещения на китайском рынке также и мяса птицы, что станет для кавказской страны начать экспорт на безбрежный рынок Поднебесной продукции, на которую существует высокий спрос. Л. Давиташвили пригласил главу китайской делегации на V форум Шёлкового пути, который должен пройти в Тбилиси 22-23 октября.
Ранее, в конце марта главы Нацбанка Грузии и Народного банка КНР Натия Турнава и Пан Гуншэн подписали в Пекине меморандум о двустороннем сотрудничестве, предусматривающий тесное сотрудничество в финансовой среде, развитие торговых и деловых отношений с целью снижения системных рисков, укрепление финансовой стабильности, взаимодействие в области денежно-кредитной политики, обмен информацией в сфере финансовых технологий, платежных систем и развитие рынка ценных бумаг. «Наша общая задача – сделать банковский сектор двух стран более эффективным. Мы планируем сделать финансовый рынок Грузии более привлекательным для китайских банков и представителей китайского финансового сектора. Мы приветствуем, что китайская сторона проявила большой интерес и желание к тесному сотрудничеству с нами», – отметила Натия Турнава.
А 18 марта президент Грузии Михаил Кавелашвили встретился с послом Китайской Народной Республики (КНР) в Тбилиси, чтобы обсудить двустороннее стратегическое партнёрство. Свободная торговля, стратегическое партнёрство и безвизовый режим способствуют дальнейшему развитию грузино-китайских отношений, укреплению контактов между людьми, деловых связей и экономического сотрудничества, отметил глава государства.
Активно развивающиеся грузино-китайские политические, торгово-экономические, культурно-гуманитарные и иные связи между Грузией и Китаем не дают покоя западным аналитическим центрам, озабоченным потерей влияния там, где ещё несколько лет назад оно казалось незыблемым. Изначально приведённая к власти в 2012 г. на прозападных лозунгах (от которых она, собственно говоря, не отказывалась) партия «Грузинская мечта» чем дальше, тем больше подозревается в переносе на местную почву «однопартийной» китайской политической системы и модели развития Поднебесной (1). В 2015 году тогдашний министр юстиции Теа Цулукиани не без гордости рапортовала об успехах миграционной реформы, приведшей в 2014 г. к резкому сокращению поток посетителей, в том числе из Поднебесной. Однако чем дальше, тем больше бодрые рапорты о невиданных успехах на пути евроинтеграции сменялись более взвешенными оценками и поиском «незападных» внешнеполитических и экономических партнёров. Знаковым событиям стало подписание летом 2023 г. Меморандум о стратегическом политическом и экономическом партнёрстве между Китайской Народной Республикой и Грузией. Опубликованное в марте 2024 г. исследование 61 т. н. прокитайского источника в социальных сетях показало, что установление тесных отношений с КНР воспринимается как «политический ход» и способ противостоять «значительному давлению, оказываемому Соединёнными Штатами на Грузию», как будто здесь есть что-то крамольное и неестественное…
При «Грузинской мечте» Грузия стала первой страной в регионе, подписавшей соглашение о свободной торговле с КНР в 2017 году, вступившее в силу в 2018 году, что способствовало заметному увеличению числа зарегистрированных в Грузии компаний из КНР в период с 2018 по 2019 год. С 2012 по 2024 год в Грузии было зарегистрировано 1893 компании из КНР, а только в 2024 году – 291 новая компания из КНР. При предыдущих правительствах с 1995 по 2012 год в Грузии была зарегистрирована всего 451 компания, основанная гражданами КНР. В 2013 и 2024 годах КНР инвестировала в Грузию около 655 миллионов долларов, что в пять раз превышает объём инвестиций при предыдущем правительстве Грузии (2003-2012 гг.), когда было инвестировано всего 132 миллиона долларов.
При «Грузинской мечте» товарооборот между двумя странами вырос почти в три раза. В 2012 году общий товарооборот составил 640 млн. долл., из которых 26 млн. долл. пришлись на экспорт, а 614 млн. долл. – на импорт. К 2024 году эта цифра выросла до 1,916 млрд. долл., из которых 303 млн. долл. составил экспорт, а 1,613 млрд. долл. – импорт. С 2024 года в Грузии наблюдается умеренный рост интереса граждан КНР к рынку недвижимости страны. В частности, как объясняют местные эксперты по недвижимости, среди иностранцев наибольший интерес к грузинской недвижимости проявляют россияне и белорусы, а также китайские инвесторы.
По данным Национальной администрации туризма Грузии, в 2024 году в Грузии было зарегистрировано рекордное количество посетителей из КНР – 88 583 человека, в то время как в 2012 году посетителей было в 12 раз меньше (7 633). Резкий рост числа туристов из КНР в первую очередь связан с отменой визового режима для её граждан, а также с увеличением числа прямых авиарейсов между двумя странами, начавшихся в 2023 году.
Отношения между Грузией и КНР укрепляются, в том числе, благодаря созданию новых совместных организаций. В январе в Тбилиси была учреждена Ассоциация регионального сотрудничества между Грузией и Китаем (GCRC), нацеленная на новые партнёрские отношения между грузинскими и китайскими бизнес-организациями. Ранее увидели свет Ассоциация грузино-китайской дружбы и Грузино-китайский центр экономического и культурного развития.
По просьбе правительства «Грузинской мечты» компании из КНР реализовали крупные инфраструктурные проекты на сотни миллионов долларов США. В 2020 году посол Польши в Грузии Мариуш Машкевич спросил, почему Грузия приглашает компании из КНР для строительства дорог и тоннелей, учитывая, получая основное финансирование инфраструктурных проектов от стран ЕС. В стране активно работают несколько крупных государственных компаний КНР, прокладывающие стратегически важные дороги и туннели в горах Кавказа, в том числе единственное шоссе, соединяющее восточную и западную Грузию. Летом 2024 года был открыт построенный китайскими компаниями 1800-метровый туннель Рикоти на трассе «Восток – Запад», причём некоторые местные жители выразили недовольство качеством этого объекта, посчитав его «небезопасным».
Подписание соглашения о стратегическом партнёрстве между двумя странами в 2023 году ознаменовало переход от преимущественно экономического сотрудничества к более широкому политическому сближению, набиравшему силу параллельно с ухудшением отношений с Западом. «Подписав соглашение о стратегическом партнёрстве с геополитическим соперником Соединённых Штатов и Европейского союза, официальный Тбилиси отправил Западу чёткий политический сигнал о том, что отныне он будет дружить не только с Западом, но и с Востоком, – пишут догадливые американские аналитики в штатском. – Текст соглашения о партнёрстве подразумевает отход от либеральных ценностей и признание превосходства политической и экономической системы КНР», предусматривая, безвизовый въезд и прямые рейсы для граждан Грузии в КНР. В 2024 году премьер-министр Ираклий Кобахидзе раскритиковал Соединённые Штаты за то, что они не ввели безвизовый режим для граждан Грузии, а также отсутствие прямых авиарейсов из-за океана.
Сближение с Пекином позволило «Грузинской мечте» уравновесить «западный» внешнеполитический вектор, всё более проблемный и, как показали события 2023-2024 гг., напрямую угрожающий внутриполитической стабильности в стране.
«Грузинская мечта» запустила полномасштабную пропагандистскую кампанию в местных СМИ, чтобы убедить якобы прозападное «большинство» преимуществах китайско-грузинской дружбы. Китайский вариант модернизации продвигался в качестве альтернативы т.н. либеральной западной модели государственного управления. Проправительственными СМИ рисуется образ КНР как страны с древней цивилизацией, трудолюбивой и дружественной Грузии, надёжного партнёра, способного заменить Европейский союз в качестве стратегического союзника Грузии, с «мировым лидером» Си Цзиньпином. В т.н. «прокитайской» пропаганде используются т.н. пророссийские и ультраправые группы, такие как «Народная власть», «Европейские социалисты», «Грузия прежде всего», Alt-Info, а также отдельные общественные деятели.
В 2023 году, до подписания соглашения о стратегическом партнёрстве, в грузинских социальных сетях и СМИ «завирусилось» видео, на котором китайский детский хор поёт грузинскую песню на грузинском языке. Государственные учреждения всё чаще закупают камеры видеонаблюдения китайского производства, что якобы может представлять угрозу кибербезопасности и утечки информации, поскольку некоторые из них регулируются Законом КНР о национальной разведке. По данным грузинских неправительственных организаций, крупнейшим покупателем камер видеонаблюдения китайского производства является ЦИК Грузии, бездоказательно обвиняемая в неких «фальсификациях» октябрьских парламентских выборов 2024 года, включая использование камер наблюдения на избирательных участках «для оказания психологического давления на избирателей». Незадолго до выборов Центральная избирательная комиссия приобрела камеры наблюдения китайского производства на общую сумму 1 694 368 лари (610 632 доллара). Более того, «неправильные» камеры (о, ужас!) установлены на центральных проспектах Тбилиси для выявления участников антиправительственных протестов.
Развиваются и культурно-образовательные связи, к вящему недовольству оппонентов. Согласно подписанному в июде 2023 г. Меморандуму о взаимопонимании в образовательной сфере было решено активнее обучать китайскому языку школьников начальных и средних классов Грузии. По словам главы Минобразования Александра Цуладзе, будет утвержден стандарт китайского языка как второго иностранного (предлагается на выбор с 5-го класса), после чего начнется разработка соответствующих образовательных ресурсов.
Ранее, в феврале по итогам встречи после КНР в Тбилиси Чжоу Цяня с А. Цуладзе было объявлено о подготовке соглашения о взаимном признании дипломов и сертификатов, выданных в двух странах. Примечательно, что первый в Грузии Институт Конфуция был создан ещё в 2010 г. (т.е. ещё при Саакашвили) в одном из популярных частных университетов страны, Тбилисском свободном университете. За открытием первого института последовали другие, что вызвало обеспокоенность со стороны прозападной общественности. В 2020 году она забила тревогу из-за того, что КНР начала активно тратить деньги на привлечение грузинской молодёжи и на стипендии студентам для обучения в университетах КНР: караул, «китайские коммунисты» наступают!
Развиваются и межрегиональные связи: так, 31 марта город Рустави и китайский Шаогуань подписали меморандум о дружбе, направленный на развитие сотрудничества, а также на обмен информацией и опытом в различных областях, и это далеко не единственный пример подобного рода. Отодвигая Вашингтон и Брюссель на второй план, Тбилиси стремится к более сбалансированному внешнеполитическому курсу, способному гарантировать хотя бы относительную внутреннюю стабильность в нынешние непростые времена.
Александр Григорьев
Примечание
(1) «Грузинская мечта» инициирует в парламенте закон, позволяющий обратиться в Конституционный суд с просьбой объявить «Единое национальное движение» и «все остальные партии-сателлиты» неконституционными, заявил один из лидеров «Грузинской мечты» Мамука Мдинарадзе.