«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.

data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.СегодняСегодня164 минОглавление

Показать ещё«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.

Одна из самых блистательных актрис советского кинематографа могла так и не появиться на свет: ее родители всерьез подумывали о прерывании беременности. Однако судьба распорядилась иначе. Удивительная красота, ставшая предметом восхищения для всей страны, обернулась для Ирины Алферовой тяжелым испытанием. Режиссеры не замечали ее актерских способностей, сослуживцы позволяли себе язвительные насмешки в стихах, а супруг изменял ей с популярной певицей. Почему обаяние стало для актрисы злым роком, и каким образом ей удалось выбраться из этого замкнутого круга?

Спасительная телеграмма

Жизнь Ирины Алферовой висела на волоске еще до того, как она появилась на свет. В семье уже подрастала маленькая дочь, и родители не планировали второго ребенка. Мама, Ксения Архиповна, посовещавшись с мужем, решилась на аборт. Но находясь в командировке, отец Ирины — Иван Кузьмич — совершенно случайно увидел на улице двух сестричек-погодок, и так залюбовался ими, что решил, что у него тоже будет две дочери. Он не раздумывая рванул на почту, чтобы отправить жене телеграмму. Но отделение почтамта уже оказалось закрытым.

Кто знает, как бы все сложилось потом, не прояви сотрудница почты милосердие и не открой Ивану Кузьмичу дверь. В итоге сообщение успело вовремя и мать передумала. Так 13 марта 1951 года в семье родилась Ирина Алферова, будущая звезда советского, а впоследствии и российского экрана.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Ирина Алферова в детстве со старшей сестрой и родителямиИрина Алферова в детстве со старшей сестрой и родителямиКогда красота становится тяжким бременем

"Пожалуйста, оценивайте мой талант, а не только мою внешность" — этот внутренний крик Ирина Алферова пронесла через всю жизнь. Еще подростком, когда на конкурсе красоты в Новосибирском Академгородке ее буквально вытащили на сцену из зрительного зала, она протестовала. Уже тогда ей было неприятно, что видят лишь красивую оболочку, а не внутренний мир.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Ирина Алферова в молодостиИрина Алферова в молодости

Став узнаваемой актрисой, Ирина часто признавалась:

"Мне казалось, что внешность мешает людям разглядеть мою душу и способности".

К сожалению, она не ошибалась — режиссеры и коллеги действительно чаще отмечали ее красоту, чем талант.

Самую болезненную обиду актрисе причинил Валентин Гафт — признанный мастер сатирических эпиграмм. Его злой стих, открыто намекал, что успехов Ирине стоит искать не на сцене.

"Не будет у тебя успеха,

Ведь ты, красавица, не Пьеха,

В постели делай свой успех,

На сцене делать это — грех…"

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Валентин ГафтВалентин Гафт

Для женщины, стремившейся доказать свою состоятельность как артистки, это стало сокрушительным ударом. Когда оскорбления исходят от человека, чей авторитет признан в профессиональном сообществе, пережить их особенно тяжело.

Ад на съемках "Трех мушкетеров"

Работу над фильмом "Д'Артаньян и три мушкетера" Алферова до сих пор вспоминает с дрожью в голосе. Режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич прямо говорил, что актрису ему навязали "сверху", и он не горел желанием с ней работать.

Постоянные придирки, замечания и недовольство ее игрой сделали процесс съемок невыносимым. Единственным союзником Алферовой на площадке оказался Михаил Боярский. Примечательно, что роль Д'Артаньяна первоначально предлагали ее мужу Александру Абдулову, но режиссер остановил выбор на другом исполнителе.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Ирина Алферова и Роберт де НироИрина Алферова и Роберт де НироТяжелые отношения с Марком Захаровым

Ирина Алферова, несмотря на известность, так и не смогла найти общего языка с художественным руководителем "Ленкома" Марком Захаровым. Даже после признания зрителей в "Хождении по мукам" и успеха "Трех мушкетеров", в театре ей доставались исключительно эпизодические роли.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Гастроли театра им. Ленинского комсомола. Актеры Александр Абдулов, Ирина Алферова, директор Кемеровской областной филармонии Владимир Литвинов, главный режиссер театра Ленком Марк Захаров и актер Николай Караченцов (слева направо).Гастроли театра им. Ленинского комсомола. Актеры Александр Абдулов, Ирина Алферова, директор Кемеровской областной филармонии Владимир Литвинов, главный режиссер театра Ленком Марк Захаров и актер Николай Караченцов (слева направо).

Переломным моментом стало унизительное предложение сыграть роль… собачки, которая должна была только лаять без единого слова. Для гордой актрисы это стало последней каплей — она приняла решение покинуть театр. В ответ Захаров болезненно заявил, что держал ее в труппе только ради Абдулова, а ее талант никогда не ценил.

Болгарская любовь с коротким сроком

Первый супруг Алферовой, болгарин Бойко Гюров, вошел в ее жизнь неожиданно. Судьбоносная встреча произошла на вечере в болгарском посольстве, где юная студентка ГИТИСа оказалась случайно.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Бойко Гюров и Ирина АлфероваБойко Гюров и Ирина Алферова

Бойко, сын знаменитого болгарского ученого и студент МГИМО, был очарован красотой девушки из Сибири. Они поженились в посольстве, а в 1974 году у них родилась дочь Ксения. Но счастье было недолгим: Бойко хотел видеть в Ирине только заботливую хозяйку и мать, тогда как Алферова мечтала о сцене. Их пути разошлись — никто не захотел поступиться своими мечтами.

Разрушенный союз с Александром Абдуловым

Брак Ирины Алферовой и Александра Абдулова выглядел со стороны идеальным. Но за блестящим фасадом скрывались слезы и боль. По признанию актрисы, последние годы отношений были полны слез.

Постоянные слухи об изменах Абдулова практически всегда подтверждались: например певица Азиза позже призналась, что их роман с актером начался еще в 1989 году, когда он был женат на Алферовой. Мало того, они встречались у актера в квартире, пока Ирина была в командировках.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Ирина Алферова и Александр АбдуловИрина Алферова и Александр Абдулов

Развод в 1993 году был неизбежен. Абдулов просто ушел из дома, поставив точку в истории, длившейся почти два десятилетия.

Новая любовь и обретение гармонии

Спустя два года после разрыва Ирина обрела настоящее счастье. На съемочной площадке фильма "Звезда шерифа" она встретила актера Сергея Мартынова.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.Ирина Алферова и Сергей МартыновИрина Алферова и Сергей Мартынов

Эти отношения стали для Алферовой крепким фундаментом. Мартынов привел в их дом двух детей от первого брака, а Ирина, проявив огромную душевную щедрость, также взяла на воспитание племянника — сына своей умершей сестры. И по сей день Сергей Мартынов с любовью говорит о жене, оберегая ее от соблазна пластических операций. Он твердо заявил: "Если решишь перекроить себя — я уйду".

Боль отражения

В душе Ирина Алферова по-прежнему чувствует себя той самой молодой Констанцией Бонасье, но зеркало неумолимо. Еще в сорок лет актриса призналась, что старение ей неприятно. Сегодня она говорит: внутренне она осталась прежней, но внешний облик изменился до неузнаваемости.

«Ты только для постели и годишься»: за что Гафт и Захаров унижали Алферову, и чего она так и не смогла простить Абдулову.

Тем не менее, Алферова благодарна судьбе и своему мужу за любовь, неподвластную времени. Ведь именно в этом, наверное, и заключается подлинное счастье — быть любимой не за внешнюю красоту, а за то, кем ты являешься на самом деле.