«Она закрыла меня собой, приняв весь удар на себя»: как 40-летняя Мария Левтова спасла свою дочь Дарью Мороз от неминуемой гибели.
data-testid=»article-title» class=»content—article-render__title-1g content—article-render__withIcons-3E» itemProp=»headline»>«Она закрыла меня собой, приняв весь удар на себя»: как 40-летняя Мария Левтова спасла свою дочь Дарью Мороз от неминуемой гибели.СегодняСегодня5910 минОглавление
Показать ещё
Как правило на вопрос: «Хотели бы вы что-нибудь изменить в своей жизни?» звёзды часто отвечают с некоторой долей кокетства — мол, всё, что случалось, даже ошибки, ценно как опыт. Однако Юрий Мороз и его дочь Дарья вряд ли поддержали бы такую философию. Если бы им представилась возможность вернуться в прошлое, они сделали бы всё, чтобы в тот февральский день 2000 года Марина Левтова не села на снегоход…
Трагическая и, в каком-то смысле, символическая дата стала финальной точкой в судьбе талантливой актрисы Марины Левтовой: родившись 27 апреля 1959 года, она ушла из жизни 27 февраля 2000 года. Причиной её гибели не стало ни тяжелое заболевание, ни преступление — актриса погибла в результате несчастного случая во время катания на снегоходе. Близкие, узнав об этом из радиоэфиров, сперва даже не поверили в случившееся. Левтова не увлекалась адреналиновыми развлечениями и всегда относилась с осторожностью к скоростям — в машине часто просила водителей ехать медленнее.
Актёр Дмитрий Харатьян, много лет друживший с Мариной, до сих пор испытывает угрызения совести: он так и не смог отговорить её от этой рискованной поездки. Если бы она тогда осталась на месте, не села на снегоход — Юрий Мороз не потерял бы супругу. Но всё оказалось сложнее: рядом с Мариной в тот момент находилась их дочь — Дарья Мороз. И теперь неизбежно встаёт вопрос: как бы повернулась судьба, если бы Дарья поехала кататься одна, с водителем, без матери?
Поиски своего пути
Марина Левтова появилась на свет в небольшом якутском поселении — Нерюктяйинский наслег. Её родители, Виктор и Изольда Левтовы, были направлены туда на работу после окончания медицинского института. Однако долго в Мегино-Кангаласском районе семья не задержалась: вскоре после рождения дочери они вернулись в Ленинград, и те северные края не оставили в памяти Марины особых воспоминаний.
Мария Левтова в молодостиМария Левтова в молодости
Отец с матерью лелеяли надежду, что единственная дочь продолжит семейную традицию и выберет профессию врача. Сама Марина в детстве тоже уверенно говорила, что станет доктором. Но к выпускному классу её взгляды круто изменились. Повлияла на этот выбор в том числе одноклассница Лена Цыплакова, которой уже удалось попасть на съёмочную площадку: она снялась у Динары Асановой в картине «Не болит голова у дятла». Когда Асанова приступила к поиску подростков для нового проекта — фильма «Ключ без права передачи», Лена показала ей фотографии своего класса. Режиссёр выбрала из всего девятого «А» лишь двух человек: одного юношу и Марину Левтову.
Съёмочный процесс произвёл на Марину ошеломляющее впечатление. Та магическая атмосфера полностью захватила её сердце — о медицине больше и речи не шло. После окончания школы девушка решила поступать во ВГИК и с первой попытки прошла на актёрский курс к знаменитым педагогам — Тамаре Макаровой и Сергею Герасимову. Уже во время учёбы она продолжала активно сниматься, участвуя в таких проектах, как «Старые друзья», «Кузнечик», «Родное дело».
Во время съёмок картины «Ключ без права передачи» режиссёр Динара Асанова использовала необычный подход: она не просто давала юным актёрам сценарий, а предлагала тему, по которой школьники свободно высказывались. Из их живого общения рождались настоящие, искренние реплики, и самые удачные фразы сразу включались в сцену.Во время съёмок картины «Ключ без права передачи» режиссёр Динара Асанова использовала необычный подход: она не просто давала юным актёрам сценарий, а предлагала тему, по которой школьники свободно высказывались. Из их живого общения рождались настоящие, искренние реплики, и самые удачные фразы сразу включались в сцену.Знакомство, изменившее жизнь
Настоящим поворотным моментом в личной жизни Марины стала её роль в фильме «Юность Петра», где партнёром по съёмочной площадке оказался Юрий Мороз, исполнявший роль Алеши Бровкина. Позднее Мороз вспоминал тот день с юмором:
«Стоим мы, втроём — я, Коля Еременко и Дима Золотухин — все в костюмах времён Петра I. Тут подъезжает группа студенток с курса Герасимова. Проходят мимо нас, а мы глаз с них не сводим. Коля с усмешкой бросает: „А вы чего, мимо таких красавцев просто так ходите?“ Две девушки рассмеялись, а одна — бросила такую колкость, что даже повидавший многое Еременко остался в замешательстве. Так я впервые и заметил Марину».
Юрий Мороз в к/ф «Юность Петра» 1980 г.Юрий Мороз в к/ф «Юность Петра» 1980 г.
Юрий начал уделять девушке внимание, хотя Марина не сразу ответила взаимностью — она не стремилась к серьёзным отношениям. Однако между коллегами быстро возникла дружба: однажды они даже сбежали с съёмок в ГДР, чтобы купить подарки близким. Эти тёплые эпизоды могли бы остаться лишь лёгким воспоминанием, если бы не упорство Мороза.
Решив завоевать сердце Марины, Юрий отправился знакомиться с её родителями. На даче он не просто появился вежливым гостем — помогал в ремонте, заботился о бытовых делах и тем самым заслужил уважение Виктора Александровича и Изольды Васильевны. Родители оценили его старания, посчитав Юрия достойным кандидатом в зятья. Этот поступок тронул и саму Марину, и вскоре вопрос о свадьбе был решён. Для коллег их союз стал образцовым: эмоциональная, энергичная Марина и уравновешенный, добрый Юрий казались идеальной парой.
Марина Левтова и Юрий МорозМарина Левтова и Юрий МорозВместе к вершинам карьеры
Когда Марина Левтова связала свою судьбу с Юрием Морозом, тот только начинал актёрскую карьеру. Но Юрий не был из тех, кто легко останавливается на достигнутом: внутренний драйв и творческие амбиции толкали его к новым вершинам. Он поступил на режиссёрский факультет, окончил его и вскоре начал снимать свои собственные фильмы. Марина и Юрий вообще были той редкой семьей в артистической среде, которая могла прекрасно совмещать работу и семейные дела.
Даже будучи беременной, Левтова продолжала работать: до шестого месяца она принимала участие в съёмках многосерийного фильма «ТАСС уполномочен заявить…». А в сентябре 1983 года на свет появилась их дочь Дарья. Девочка дебютировала в кино практически с рождения — в фильме «Милый, дорогой, любимый, единственный…» она сыграла младенца, которого похищает героиня Ольги Машной. Тем не менее, несмотря на столь ранний экранный опыт, родители не стремились направить Дашу по собственному пути. Напротив, они часто рассказывали дочери, с какими трудностями сопряжена актёрская профессия. Но, как показало время, творческие гены оказались сильнее — и тяга к искусству победила.
Юрий Мороз и Мария Левтова с дочерью ДашейЮрий Мороз и Мария Левтова с дочерью Дашей
Любопытно, что даже став режиссёром, Юрий Мороз не стремился превратить жену в главную героиню своих фильмов и не собирался строить её карьеру что называется "по блату". Однако судьба распорядилась по-своему. В его дебютной картине «Подземелье ведьм» главную роль должна была исполнить не профессиональная актриса, а титулованная модель — «Мисс Литва». Но та сорвала график: пропала на 10 съёмочных дней, уехав в свадебное путешествие с баскетболистом. Производственный процесс оказался под угрозой срыва.
Ситуацию спасла Марина, которая сопровождала мужа в экспедиции. Чтобы проект не остановился, она согласилась войти в образ инопланетной принцессы — боевой и решительной Биллегурри. Съёмки продолжились, хотя сам Мороз считал, что такая роль не совсем соответствовала характеру жены. Однако подруга Левтовой, актриса Ольга Дроздова, возражала: «А мне кажется, она именно такая и в жизни — яркая, дерзкая, настоящая Биллегурри».
Кадр из к/ф «Подземелье ведьм» 1990 г.Кадр из к/ф «Подземелье ведьм» 1990 г.
Близкие Марины не уставали восхищаться её энергией и способностью сочетать множество ролей: заботливой матери, верной супруги и талантливой актрисы. Она умела быть рядом с мужем — будь то съёмочная площадка или дальняя командировка, при этом не забывая спросить, не голоден ли он, не замёрз ли. В суровые 1990-е, когда отечественное кино переживало тяжёлые времена, Левтова не растерялась. Вместе с Морозом она основала творческий клуб «Кино», стала организатором капустников, фестивалей, занималась продвижением радиопередач. Её отличали редкое сочетание тонкости и деловой хватки: Марина не просто решала организационные вопросы, она знала, как и о чём говорить с прессой, умела сплотить коллег и поддержать их в сложные периоды.
«Идея принадлежала Юре, но именно Марина вдохнула в клуб жизнь, сделала его настоящим центром притяжения творческих людей», — вспоминал актёр Дмитрий Харатьян. По его словам, в этом пространстве именно она чувствовала себя настоящей хозяйкой.
Марина Левтова и Дмитрий Харатьян на съемочной площадкеМарина Левтова и Дмитрий Харатьян на съемочной площадке
Левтова не принимала участия в проектах, к которым не лежала душа. Её выбор был принципиален и тщательно выверен. Она соглашалась на те роли, которые находили отклик: журналистка в «Зоне Любэ», Ляля в драме «Время печали еще не пришло», монахиня в коротком эпизоде фильма «Фортуна». Последняя из упомянутых картин — «Фортуна» Георгия Данелии — имела особое значение для семьи. Во-первых, в ней сыграла дочь Дарья Мороз, после чего окончательно утвердилась в своём актёрском выборе. А во-вторых, эта лента, увы, стала последней в фильмографии Марины Левтовой…
Последняя ночь
Ночь с 26 на 27 февраля 2000 года навсегда останется роковой в истории актерского клуба «Кино». В тот вечер здесь царила атмосфера радости и ликования: друзья и коллеги отмечали премьеру фильма «Фортуна», где Дарья Мороз сыграла одну из ключевых ролей. В числе гостей были Марина Левтова и Юрий Мороз, рядом с ними — давние приятели Дмитрий Певцов и Ольга Дроздова. Праздник затягивался, никто не хотел расходиться, и вскоре появилась идея продолжить веселье за городом.
Бизнесмен Михаил Рудяк, хорошо знакомый с артистической средой, пригласил компанию на свою дачу в Подмосковье. Вспоминая те события позже, Дмитрий Харатьян со скорбью говорил:
«Они поехали туда… можно сказать, навязались к нему, на своё несчастье».
На даче, в поселке Раздоры Одинцовского района, гостей развлекали катанием на снегоходах — развлечением, популярным в те времена, но далеко не безопасным. Несмотря на то что ранее подобные поездки проходили без происшествий, в ту ночь всё пошло не так. С наступлением темноты Марина, Михаил и Дарья решили прокатиться. Хотя актриса никогда не испытывала тяги к скорости и всегда проявляла осторожность, она уступила просьбе дочери, которой хотелось попробовать модную технику. За руль сел Рудяк, Дарья устроилась перед ним, а Марина — позади.
Мария Левтова с дочерью ДашейМария Левтова с дочерью Дашей
Но увеселительная поездка обернулась трагедией. Спустя годы Дарья вспоминала с болью:
«Это был вечер, зима… Миша, видимо, подумал, что перед ним просто кусты. Он на полной скорости въехал в них, а это оказался овраг. Мы полетели вниз и врезались в дерево».
От удара Левтова погибла на месте.
«Мама вообще не собиралась ехать. Миша хотел покатать только меня. Но она настояла, что это опасно, и села за мной. Думаю, она меня тогда спасла… потому что пострадала я меньше всех», — рассказывала Дарья в интервью для программы Бориса Корчевникова «Судьба человека».
Девушка очнулась уже в больнице. Первое время врачи и родные скрывали от неё правду, надеясь, что физическое восстановление должно пройти без лишнего эмоционального удара. Только спустя день или два ей сообщили трагическую новость.
«Я рвалась поехать на похороны, но физически не могла даже двигаться… И только спустя несколько лет до меня полностью дошло, что мамы больше нет», — делилась Дарья, едва сдерживая слёзы.
Могила Марины Левтовой на Ваганьковском кладбищеМогила Марины Левтовой на Ваганьковском кладбищеПосле утраты: жизнь, разделённая на «до» и «после»
Полученные Мариной Левтовой травмы оказались несовместимыми с жизнью: тяжелейшая черепно-мозговая травма не оставила ей ни малейшего шанса. Михаил Рудяк, управлявший снегоходом, впал в кому и позже также скончался. Единственной, кому удалось выжить, стала Дарья Мороз. По трагической и в то же время спасительной случайности она оказалась буквально защищённой с обеих сторон — матерью и водителем. Именно эта мысль — что дочь осталась в живых благодаря Марине — давала Юрию Морозу силы продолжать жить после невосполнимой утраты.
Юрий Мороз с дочерью ДашейЮрий Мороз с дочерью Дашей
«Надо просто придумать себе смысл, чтобы не сломаться. Для меня таким смыслом стала Даша. Я представлял, что бы делала Марина, если бы погиб я», — делился Юрий в программе «Раскрывая тайны звёзд» на телеканале «Москва 24». Это внутреннее решение — жить ради дочери — стало опорой в его самых тёмных днях.
Тем не менее боль утраты не ушла, она лишь изменила форму.
«Это не проходит — как если бы тебе отрезали руку: жить можно, но боль никуда не уходит. У каждого она своя, но она всегда с тобой», — говорил Юрий Мороз о своей внутренней ране, не способной зажить полностью.
Прошло два года, прежде чем он позволил себе впустить в жизнь новое чувство. Судьбоносным стало знакомство с Викторией Исаковой — молодой актрисой, с которой Юрия познакомила Дарья. Забавно, что Вика была всего на семь лет старше самой Даши, и это породило волну неодобрения со стороны общественности. В адрес режиссёра звучали упрёки: дескать, выбрал себе спутницу почти ровесницу дочери. Однако в 2003 году Юрий и Виктория поженились. Со временем окружающие приняли их союз, поняв, что в этих отношениях есть любовь, поддержка и доверие.
Но февраль продолжал оставаться для Юрия Мороза самым тяжёлым временем в году. Ровно через три года после гибели Марины — 25 февраля 2003 года — супруги потеряли новорождённую дочь Марусю, прожившую всего несколько месяцев. Это было новым, сокрушительным ударом, который вновь испытал их на прочность. Лишь спустя 12 лет, в 2015 году, судьба подарила паре долгожданную дочь Варвару.
Дарья Мороз, Юрий Мороз и Виктория ИсаковаДарья Мороз, Юрий Мороз и Виктория Исакова
Однако страх, укоренившийся в памяти, остался. Виктория Исакова крайне редко делится в социальных сетях кадрами с дочерью. Видимо, горький опыт утраты и чувство тревоги за ребёнка до сих пор дают о себе знать. В отличие от многих коллег, Исакова предпочитает оберегать Варю от публичности, охраняя её детство от глаз внешнего мира.