Что за угроза на самом деле исходит от России?

Что за угроза на самом деле исходит от России?

Одним из наследий холодной войны было создание в Вашингтоне самопровозглашенной касты внешнеполитических паникеров. В своей последней книге, описывающей тупость холодной войны, американской внешней политики и аргументов в пользу самоуспокоенности, политолог Джон Мюллер показывает, что с момента окончания Второй мировой войны, американские политики разработали своего рода пристрастие к угрозе со стороны: обычно «раздуваемой ими от констатации существующих проблем до вселенского ужаса, сосредоточенного на проблемах или монстрах, которых по сути никогда не существовало». А что касается нынешней навязчивой идеи американского внешнеполитического истеблишмента относительно России и Китая, Мюллер, бунтарь по характеру, советует всем успокоиться.

Независимо от того, насколько США могут не соглашаться с той или иной внутренней политикой России и Китая, Мюллер считает, что обе страны больше заинтересованы в том, чтобы разбогатеть и получить признание, которое, по их мнению, заслуживает их статус мировых держав, чем в каком-то военном завоевании. Мюллер пишет, что «ни одно из государств, похоже, не питает мечтаний Гитлера о широкомасштабном расширении своих границ с помощью военных средств, и кажется неразумным, чтобы другие страны, включая Соединенные Штаты, принимали и даже обсуждали такие туманные, и по сути бессмысленные цели».

И все же одним из наследий холодной войны стало создание в Вашингтоне самопровозглашенной касты внешнеполитических паникеров, которые, по словам Мюллера, специализируются на выводе «отчаянных намерений из очевидных возможностей». Что ж, политика США в отношении России и ее президента Владимира Путина, по-прежнему, определяется инфляцией угроз, эмоциями и двуличным лоббированием различных иностранных групп интересов на Капитолийском холме, а не уравновешенной оценкой интересов национальной безопасности США. Как показывает Мюллер, на каждом шагу двухпартийная группа серийных паникеров заявляет, что Соединенные Штаты сталкиваются с беспрецедентной глобальной угрозой. В качестве примера Мюллер указывает на Комиссию 2018-го года по стратегии национальной обороны США , которая провозгласила, что «безопасность и благополучие Соединенных Штатов подвергаются большему риску, чем когда-либо за последние десятилетия».

Комиссия из 12 членов, назначенная Конгрессом, включала неоконсерваторов и «либеральных интервентов», в том числе бывшего директора ЦРУ Майкла Морелла, бывшего посла США Эрика Эдельмана и представителя аналитического центра Кэтлин Хикс, которая сейчас работает заместителем министра обороны США. И было более непоколебимого консенсуса между двумя партиями, чем по России. За годы, прошедшие с начала гражданской войны в Украине в 2014-м году, внешнеполитический истеблишмент США придерживался позиции, согласно которой аннексия Россией Крыма и ее поддержка восстания на востоке Украины были только началом: они считали, что Путин определил свои взгляды о более серьезных вещах, таких как стремление к контролю над Восточной Европой и странами Балтии.

Но так ли все это на самом деле? Мюллер, цитируя работу Роберта Персона, доцента Военной академии США в Вест-Пойнте, штат Нью-Йорк, отмечает, что для России Украина имеет «глубокий символический смысл», а также стратегическое значение из-за российской военно-морской базы в Севастополе, Крым. Но, напротив, Россия «давно осознала, что страны Балтии культурно и исторически отличаются от России».

По мнению Мюллера, идея, столь активно продвигавшаяся внешнеполитической элитой США в 2014-м году (и позже), что Путин выполнял экспансионистскую миссию, «кажется не имеет большого значения». Действительно, по словам Мюллера, украинская авантюра Путина больше похожа на «разовую — уникальную, оппортунистическую и, вероятно, недостаточно продуманную выходку, которая оказалась неожиданно дорогостоящей для преступников».

Мюллер отмечает, что Россия, как и Китай, «не стремится навязать миру свою модель». В этом смысле обе страны следуют в основном вестфальской внешней политике невмешательства в дела других стран — и в тех случаях, когда Путин отклоняется от этого видения, включая временами фарсовую попытку повлиять на президентские выборы в США в 2016-м году, Россия заплатила определенную цену.

ДЖЕЙМС КАРДЕН