Предвыборная Франция: «берберский фортель Макрона»…
Николя Саркози, получив 30 сентября текущего года второй срок по уголовному делу о превышении расходов на избирательную кампанию 2012 года, превратился из «хромой утки» в «сбитого летчика». Два обвинительных приговора не только подпортили его репутацию, лишив даже малейшей возможности баллотироваться в президенты Франции, но и фактически поставили крест на его политической карьере. Теперь можно с абсолютной уверенностью сказать, что он лишился возможности и активного участия в закулисных играх, в том числе, в процессе определения кандидата от «консерваторов», который будет баллотироваться на выборах президента в следующем году.
После сентябрьских событий Саркози фактически пополнил ряды французских тяжеловесов, отошедших от активной политической жизни, т.к. Франсуа Олланд, Ален Жюппе, Франсуа Фийон и вот теперь, и Николя Саркози — это уже прошлое Франции, никто из них не сможет вернуться в большую политику в обозримом будущем.
Сейчас, по мере приближения очередных президентских выборов во Франции, запланированных на 10 апреля 2022 года, анализ перспектив действующего президента Эммануэля Макрона и шансов его прямых конкурентов приобретает все большую актуальность. Примечательно, что менее чем за полгода до дня голосования положение главы государства выглядит не таким уж оптимистичным.
На текущий момент, согласно опросов общественного мнения, проведенных в начале сентября текущего года, в первом туре выборов Макрон может получить около 26-28 процентов голосов избирателей, опередив на 4 пункта лидера правой партии «Народный фронт» (сейчас это «Народное объединение» (RN) Марин Ле Пен. Во втором туре, который может пройти через две недели, если ни один из кандидатов не наберет 50 процентов голосов плюс один голос, Макрон может одержать победу с разницей в 6 пунктов, т.е. 53 процента против 47 процентов у Ле Пен.
Напомню, что на этих президентских выборах может быть избран 26-й президент в истории страны и 9-й президент Пятой республики.
О своём участии в президентских выборах уже заявили девять французских политиков, включая действующего президента Франции и лидера партии «Вперед, Республика!» (LREM) Эммануэля Макрона, среди них: лидер левой партии «Непокоренная Франция» (LFI) Жан-Люк Меланшон; лидер партии «Народный республиканский союз» (UPR) Франсуа Асселино; член партии «Европа – Экология — Зеленые» (EELV) Янник Жадо (28 сентября 2021 года он победил на праймериз «зеленых партий»); лидер партии «Будем сопротивляться!» (Résistons!) Жан Лассаль; лидер правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен; бывший глава Минздрава Франции Ксавье Бертран; мэр Парижа, представляющая «Социалистическую партию» (PS) Анн Идальго и председатель партии «Народный путь» (VP) Жан Фредерик Пуасон.
Уже сейчас французские избиратели вовсю заявляют о своих политических пристрастиях, поэтому расклад политических предпочтений французов весьма разнообразен и показателен.
Нынешний французский лидер Эммануэль Макрон сейчас рассматривается политтехнологами в качестве фаворита, но претензий со стороны избирателей к нему предостаточно. В обычных политических обстоятельствах обсуждение причин снижения популярности Макрона строилось бы, скорее всего, вокруг привычных сюжетов: медленного экономического роста, высокого процента безработицы, трудностей образовательных и пенсионных реформ, неповоротливости при решении проблем миграции, а также протестных акций «желтых жилетов», спровоцированных нелепой фискальной политикой властей, продемонстрировавшей глубокий раскол во французском обществе, и, конечно, неразбериху с вакцинацией во время пандемии коронавируса.
Кстати, как отмечает газета «Le Figaro», сейчас на фоне пандемии все прежние проблемы французской политики, в известной степени отошли на второй план, даже если сами по себе никуда не исчезли. Главным показателем успешности власти стала ее способность справиться с коронакризисом, а именно — перезапустить национальную экономику и организовать эффективную кампанию по вакцинации населения.
Более того, имидж власти немало подпортили и скандалы, связанные с отдельными представителями французской элиты, будь то охранник первого лица государства («дело Беналла») или министр («дело де Рюжи»). Все это еще не наносило рейтингу Макрона непоправимых ударов, но свидетельствует о том, что избирательная кампания 2022 года будет для него очень непростой.
Видимо поэтому, комментируя будущую кампанию, 80 процентов французских избирателей заявили, что не хотят участвовать в голосовании, либо хотят опустить в ящики для голосования пустые бюллетени или же отдадут свой голос за одного из антисистемных кандидатов. На прошлых выборах 2017 года такие настроения за полгода до выборов наблюдались у 61 процента опрошенных.
Полагаю, что, как и 2017 году, основную конкуренцию действующему президенту на предстоящих выборах, безусловно, составит лидер правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен.
Напомню, что в первом туре прошлых выборов Макрон и Ле Пен получили довольно близкие результаты — 24,0% и 21,3%, соответственно. Впрочем, во втором туре Макрон одержал уверенную победу, набрав в два раза больше голосов — 66,1%, против 33,9 процентов за Ле Пен. О своем желании взять реванш Ле Пен заявила 16 января 2020 года, т.е. более чем за год до предстоящих выборов. По утверждению издания «Politico», она уже сейчас может твердо рассчитывать на поддержку четверти французского электората. Это обстоятельство делает Марин как минимум одним из лидеров первого тура голосования. Схожие прогнозы представляет и газета «Le Figaro». По ее данным, на первом этапе за Ле Пен «несомненно» или «с высокой вероятностью» готовы отдать голос 18 процентов, в то время как за Макрона — лишь 16 процентов избирателей.
Однако с правыми не все так просто, т.к. у Ле Пен появился серьезный соперник, который может ослабить ее шансы, отняв голоса сторонников правых. Это выходец из Алжира, берберский еврей, телезвезда, писатель и журналист Эрик Земмур, человек ультраправых взглядов, нарушитель табу, попиратель «политкорректности», известный резкими высказываниями и многочисленными скандалами, получивший во Франции прозвище «берберского охотника» или «пандита». Он активный противник исламизации французского общества и выступает за принудительную ассимиляцию эмигрантов. Не стесняясь, говорит об упадке Франции и ее колонизации выходцами из Африки и Ближнего Востока и твердо убежден, что его родина на пороге гражданской войны между коренным христианским населением и «понаехавшей» мусульманской частью. Некоторые французские политологи убеждены, что «по сравнению с ним Марин Ле Пен – мать Тереза!».
Согласно результатов опроса, опубликованных 14 сентября 2021 года, за него в первом туре готовы проголосовать уже около 10 процентов участников опроса и это при том, что официально он еще даже не зарегистрирован в качестве десятого кандидата в президенты, хотя, наверняка, скоро это сделает.
В то время, как дела Ле Пен в последнее время идут не очень важно, популярность 63-летнего Земмура стремительно растет. По мнению французских аналитиков, за активной раскруткой эпатажного Земмура стоят люди из окружения Макрона, так что появление на французском политическом небосводе эпатажного журналиста, совсем не случайно По сути его появление, это шанс для Макрона «одним выстрелом убить двух зайцев», т.е. с одной стороны, ослабить позиции Ле Пен на правом фланге и с другой стороны, лишить ее конкурентных преимуществ в борьбе за Елисейский дворец. Кстати, это может и сработать.
Конечно, какая-то часть французских политологов считают Земмура самостоятельной политической фигурой, но в основном аналитики уверены, что сподручные Макрона раскручивают его до определенного момента, а потом спишут как ненужную тару.
В качестве претендента на пост президента, безусловно, следует рассматривать бывшего руководителя Министерства здравоохранения Франции Ксавье Бертрана, который уже объявил о планах претендовать на президентский пост на выборах следующего года. Напомню, что Бертран занимал должность министра здравоохранения в 2005–2007 годах, был министром труда, занятости и социального единства (2007–2009), а также министром социальных дел (2010–2012). Сейчас он возглавляет совет региона Оде-Франс. До 2017 года Бертран входил в партию «Les Républicains». В том же году консерваторы лишились шанса на президентство, когда их кандидат от партии Франсуа Фийон, которому прочили уверенную победу на выборах, оказался втянутым скандал с фиктивным трудоустройством своей жены Пенелоп. Фийон стремительно растерял свои позиции, что и расчистило путь Макрону.
Кстати, часть французских политологов делает ставку именно на Бертрана, ставя его на третье место в первом раунде выборов. Однако, по их мнению, окончательная победа в президентских выборах будет зависеть от того, «споткнется» ли Макрон. Если же во втором туре основная борьба развернется между Бертраном и Ле Пен, то завоевать симпатии французских избирателей получится, с большей долей вероятности, у Бертрана.
12 сентября 2021 года объявила о своем решении баллотироваться в президенты и мэр Парижа, 62-летняя социалистка Анн Идальго, прозванная в Франции «королева Анн». Она заявила, что намерена участвовать в качестве кандидата левых сил в выборах 2022 года.
Если говорить о шансах первой в истории города женщины-мэра Парижа, то они весьма невелики. Правда ее сторонники нацелены весьма решительно на то, чтобы превратить «королеву Анн» в хозяйку Елисейского дворца. Однако, чтобы стать главной претенденткой от левых сил, Идальго потребуется, прежде всего, поддержка Социалистической партии, верным членом которой она является. Нынешний глава партии Оливье Фор готов ей такую поддержку оказать, но дальше ей предстоит не по-дружески встретиться еще до начала выборов с председателем «Коммунистической партии» Фабьеном Русселем и заручиться его поддержкой, что сделать будет довольно непросто. Если мэр Парижа решится обойтись без поддержки коммунистов, то шансы Идальго на то, чтобы стать новым президентом Франции, оцениваются экспертами весьма невысоко.
Лидер левой партии «Непокоренная Франция» Жан-Люк Меланшон тоже намерен участвовать в текущих президентских выборах. Кстати, Меланшон являясь убежденным критиком Макрона подает заявку на пост французского лидера уже в третий раз. Причем заявил он о своем желании участвовать в президентской гонке еще в ноябре 2020 года. Эксперты утверждают, что столь раннее сообщение могло бы обеспечить ему преимущество, если бы «левые» решили выступить на его стороне.
Однако, как показали результаты выборов 2017 года, в одиночку политик вряд ли выиграет. Тогда он пришел четвертым в первом туре президентских выборов, набрав чуть менее 20 процентов голосов. Впрочем, ему стоит отдать должное — экс-депутат Европейского парламента действительно способен взбудоражить избирателей. Кроме того, Меланшон стал первопроходцем, в свое время поставив проблемы экологии в центр своей политической предвыборной программы. Неповторимый стиль Меланшона позволяет ему отсеять всех потенциальных соперников по партии. Например, будучи ярым приверженцем современных технологий, он первым среди кандидатов 2017 года, транслировал свои выступления при помощи голограмм сразу в нескольких городах Франции.
Стоит отметить, что и к России опытный политик относится более положительно, чем его конкуренты, может быть лишь за исключением Марин Ле Пен. В ноябре прошлого года Меланшон заявил, что Россия, в отличие от США, является более надежным партнером для Франции. По его словам, при его президентстве дипломатия будет опираться на те страны, которые согласны требовать ядерного разоружения и реально бороться за сохранение окружающей среды.
Кстати, активный сторонник защиты окружающей среды Янник Жадо давно жаждет возглавить партию «Зеленых». Правда, свою политическую карьеру он по большей части строил не в заповедных лесах французских Альп или на островах Кот-д’Армор, а в брюссельских кабинетах, т.к. в 2009 году он был избран в Европарламент в качестве кандидата от партии «Европа — Экология — Зеленые», а через пять лет переизбран на новый срок. Жадо намерен провести президентскую кампанию, под призывами «за экологически чистую политическую платформу с сильной социальной составляющей». По мнению аналитиков, его политика снимает с «зеленых» стереотипный образ велосипедистов, вегетарианцев и любителей обнимать деревья.
Впрочем, такая «умеренно-зеленая» позиция Жадо не может не подвергаться критике со стороны как соратников по партии, так и соперников «зеленых», поэтому его президентские амбиции будут зависеть, в конечном итоге, от того, сможет ли он убедить своих партийных оппонентов в том, что его установки соответствуют истинным идеям партии. Более того, его позиции может значительно осложнить «Социалистическая партия», которая неоднократно доказывала, что партия «Зеленых» — далеко не единственная, кто может ратовать за сохранение природы.
Что касается реального расклада шансов претендентов, то если бы выборы президента Франции состоялись в ближайшее воскресенье, то в первом туре победу одержал бы действующий президент Эммануэль Макрон, второе место французы отдали бы лидеру правых Марин Ле Пен.
Опросы, проводившиеся в начале октября среди 1500 французских респондентов, показали, что имеющий репутацию крайне правого и даже радикального политика, Эрик Земмур может рассчитывать уже на 15 процентов голосов избирателей, т.е. всего 4 пункта меньше, чем представитель того же лагеря Ле Пен.
Динамика предвыборного процесса свидетельствует о растущей популярности Земмура, т.к. количество тех, кто хочет за него проголосовать, выросло с 10 процентов в начале сентября до 15 процентов – к концу месяца, а доля сторонников Ле Пен за тот же период снизилась с 24 до 19 процентов. Однако лидером президентской гонки пока остается Макрон, за которого готовы отдать голоса все те же 28 процента опрошенных, что и месяцем ранее.
И тем не менее, сейчас, когда до президентских выборов остается менее шести месяцев предпочтения французов, довольно сильно расходятся. Это и понятно, выбрать одного из девяти претендентов – дело непростое. Однако в одном французы солидарны, предстоящие президентские выборы уже не будут прежними, т.к. в воздухе Парижа витает странное, но такое знакомое по президентским баталиям 2017 года, чувство: Франция на пороге политического скандала, вызванного очередным фортелем Эммануэля Макрона.
Напомню, что Эммануэль Макрон со своей партией «Вперед, Республика!» на прошлых выборах смешал картину, неожиданно встав в самый центр и растолкав локтями соседей, явившись с левого фланга, потеснил правых и присвоил себе голоса не только части социалистов, но и избирателей — «республиканцев», лишившихся на выборах 2017 года своего явного лидера Франсуа Фийона.
Поэтому не следует исключать, что сейчас в период предвыборных дебатов Макрон может приблизить к себе эпатажного «берберского охотника» Эрика Земмура, тем самым отодвинув Ле Пен на второй план. При таком раскладе Макрон может победить уже в первом туре и стать президентом Пятой Французской республики во второй раз….
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Александр Гусев, доктор политических наук, профессор