Для чего России нужен Северный морской путь
Россия давно устремила свои взоры в Арктику. Российские средства массовой информации пишут, что с дальнейшим таянием Арктики Северный морской путь составит конкуренцию Суэцкому каналу. Зарубежные СМИ в свою очередь считают, что Россия наращивает военное присутствие на Севере и сомневаются, что приоритет в перспективе за экономикой, а не за военным превосходством. Очевидно одно, Россия действительно устремилась в Арктику и собирается использовать Северный морской путь
В Соединённых Штатах к России возникли вопросы по поводу создания Арктического флота, о чём они много писали и пишут. Россия якобы обеспокоена, что Соединенные Штаты намерены построить шесть новых ледоколов до 2029 года и расширить свое военное присутствие на Северном морском пути. Пишут о том, что Россия обсуждает перспективы создания Арктического флота и это говорит о решимости Кремля защищать свои морские интересы. В издании Fox News писали, что ледоколы России для Байдена большая проблема. А у Америки нет таких кораблей, при помощи которых они могли бы отстаивать свои интересы в Арктике, в то время как у России есть огромный ледокольный флот. Береговая охрана США получит свой новый тяжелый ледокол лишь в 2024 году
Россия действительно наращивает арктическую военную инфраструктуру, которая представлена базами и аэродромами, расположенными вдоль северного побережья страны и прилегающих к нему территорий. В то же время, Арктика полна природных ресурсов и имеет важнейшее стратегическое значение и со временем сможет стать крупным судоходным маршрутом. У Соединённых Штатов есть единственный тяжелый ледокол Polar Star в составе береговой охраны. Он очень старый и дорого обходится, в то время как у России есть десятки ледоколов, большинство из которых превосходят американский по размерам. Есть у России и ледокольный флот. В России не отрицают, что активизировали свою военную деятельность в Арктике. Там начали восстанавливать взлётно-посадочные полосы и совершенствовать противовоздушную оборону. Китай тоже не стоит на месте и пытается договориться с Данией о строительстве аэропортов в Гренландии
Глобальное потепление рушит арктический ледяной щит. Открывается доступ к новым рыбным промыслам и нефтяным месторождениям. В Кремле заявили, что готовят средства для круглогодичной экономической деятельности в зоне своего контроля, которую намерены значительно расширить. Ставка сделана на Северный морской путь из Азии в Европу длиной 5 600 километров. И этот маршрут может стать альтернативой Суэцкому каналу
Понятно, что конкурентов беспокоит всё это, как в плане военного присутствия, так и в плане экономического развития северных территорий. В Европе раздаются голоса, что следующее противостояние с Россией после решения газовых проблем станет решение вопросов по противостоянию в Арктике. Но там пока далеко до окончательного разрешения проблем с газом и электроэнергией, а Россия уже сейчас глубоко занимается арктическими вопросами. Российские официальные лица заявляют, что это всего лишь необходимость и результат географических и климатических реалий. Главная цель, это укрепление экономического потенциала арктических портов вроде Мурманска. Но чтобы этот экономический потенциал наращивать, без российской военной мощи на Крайнем Севере не обойтись
Для России Северный морской путь является важной перспективой, пусть пока далёкой. На Западе не забыли, что когда контейнеровоз Ever Given перекрыл Суэцкий канал и соответственно всю мировую торговлю, Росатом в соцсетях предложил рассмотреть Северный морской путь в качестве альтернативы. Путь из Китая или Японии в Европу вдоль северного побережья России занимает на две недели меньше, чем через Суэцкий канал. Льды продолжают таять и это значит, что границы льдов будут постоянно отходить. И никакой контейнеровоз его никогда не перекроет. Возможно пока Северный морской путь Суэцкому каналу не конкурент, но в любом случае это стратегический ресурс и следовательно, его нужно охранять и контролировать. Мир изменяется очень быстро.