Пробуждение исламских экстремистов и озабоченность безопасностью в Центральной Азии

Пробуждение исламских экстремистов и озабоченность безопасностью в Центральной Азии

Марьям Варидж Каземи пишет на сайте Международного института исследований проблем мира (IPSC), что правительства стран Центральной Азии выразили серьезную обеспокоенность угрозой исламского экстремизма в регионе.

При нарастании экономических проблем и эскалации нестабильности в Афганистане, неважной безопасностью на границах условия для экстремистских группировок, базирующихся в Центральной Азии, особенно в Ферганской долине, подготовлены для салафитской идеологии, при использовании такой нестабильной ситуации. Однако, исламские экстремисты обвиняют правящую элиту  в пяти странах Центральной Азии в разделении экономических ресурсов по политической и племенной классификации, и вполне возможно, что эти недовольства приведут к кризисам и конфликтам.

Следует отметить, что большинство людей в Средней Азии — ханафитские сунниты.

Согласно данным Всемирного банка, все пять стран Центральной Азии страдают от слабого управления. Коррупция и отсутствие верховенства закона и прозрачности — это две глубокие проблемы, которые препятствуют экономическому росту и развитию. Несмотря на внешне прозрачную судебную систему, нет надежного механизма для выполнения контрактов или защиты частных активов со стороны государства или более влиятельных фигур в руководящих структурах. Экономические преступления часто преследуются выборочно. Однако коррупция подрывает способность стран Центральной Азии предоставлять своим гражданам качественные товары и услуги, включая в области здравоохранения, образования, профилактики и лечения наркомании, всеобщей санитарии и более эффективного и прозрачного пограничного контроля. Большинство форм гражданского общества контролируются правительством, а государственные СМИ часто являются основным источником информации для большинства жителей района. Конечно, за рубежом работает ряд независимых СМИ, но их информация доходит далеко не до всех.

Недостатки, описанные выше, ставят под угрозу безопасность граждан Центральной Азии и препятствуют их социальной мобильности и улучшению экономических перспектив на  основе коренного происхождения. Повсеместная коррупция, неэффективное управление и ограниченные экономические возможности — смертельная комбинация для больших групп населения, часто повышающая хрупкость правительства и государства.

Несмотря на негативные последствия коррупции и слабого управления, показатели качества жизни во всех пяти странах Центральной Азии за последнее десятилетие несколько улучшились. Однако, эти положительные тенденции посредственны, а перспективы неопределенны.

В целом, в регионе считают Казахстан страной с наилучшей торговой ситуацией, а Таджикистан — с наихудшей экономической ситуацией. Многие рабочие из Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана работают в Казахстане и России в качестве рабочих-мигрантов, поэтому уровень миграции в Средней Азии очень высок. Экономика России и Казахстана оказывает большое влияние на экономику других стран Центральной Азии. Так, одна треть валового внутреннего продукта (ВВП) Кыргызстана и половина ВВП Таджикистана приходится на денежные переводы мигрантов. Около 50% ВВП Таджикистана составляют денежные переводы трудовых мигрантов этой республики из России, 30% — ВВП Кыргызстана.

Учитывая такой объем экономических неурядиц в Центральной Азии, возникновение кризиса в Афганистане также усиливает озабоченность по поводу проблем безопасности в исследуемом регионе, поскольку рост радикального ислама в Центральной Азии начался одновременно с войной в Афганистане в на фоне заката советского периода, а теперь с окончанием миссии США в Афганистане и прихода к власти талибов усиливаются действия подпольных экстремистских группировок в Центральной Азии, которые заинтересованы во внесении изменений в структуре управления региональных государств. Это позволяет им организовывать многочисленные подразделения радикальных исламистских ополченцев против региональных государств.

Хотя страны Центральной Азии приняли аналогичные стратегии противодействия исламскому радикализму, включая ограничения на пропаганду и усиление светской политики в системах образования, более строгие правила в отношении религиозных групп не дали удовлетворительных результатов. Кроме того, стратегия ответных мер правительства для предотвращения или ограничения распространения радикального ислама было неэффективным. Тем более, после разгрома ИГИЛ и возможного возвращения центральноазиатских боевиков домой, а также на фоне нестабильности и отсутствия безопасности в Афганистане, вопросы безопасности стран Центральной Азии вступят в критическую фазу.

В связи с территориальным соседством с Афганистаном и растущим притоком беженцев от войны в Узбекистане и Таджикистане, в частности, подготовлена благоприятная почва для усиления насильственных религиозных действий и экономических потрясений. Рост безработицы и давление на водные, сельскохозяйственные и производственные  ресурсы, существование этнического и религиозного неравенства сделало насилие неизбежным. Его примеры постоянно наблюдаются в странах этого региона.

Центральной Азии Исламское движение Восточного Туркестана является наиболее активной исламской радикальной группировкой, ответственной за многочисленные террористические события. Группировка имела относительно небольшое присутствие с прочными основами в контролируемом «Талибаном» Афганистане. Когда её лидер Хасан Махсум был застрелен пакистанскими войсками в Вазиристане в октябре 2003 года, их действия значительно ограничились. Однако, после гражданской войны в Сирии в 2011-2012 годах усилились угрозы со стороны этой вооруженной группировки. А теперь с возвращением в Афганистан «Талибана», похоже, данная группировка опять делает ИГИЛ и Аль-Каиду брэндами в Центральной Азии.

Таким образом, очевидно, что проблемы в регионе Центральной Азии, такие как текущий кризис в Афганистане, неблагоприятная экономическая ситуация и широко распространенная коррупция, этническое и племенное соперничество, пограничная напряженность, давление на природные ресурсы, особенно на воду, и рост количества беженцев от войны, могут серьёзно радикализировать антиправительственную борьбу в Центральной Азии для того, чтобы стать хорошим инструментом в руках экстремистов и исламских экстремистских группировок и повлиять своими деструктивными действиями не только на правительства Центральной Азии, но и на Китай и Россию. В то же время, с убийством мирных жителей и других этнических и религиозных меньшинств, мы увидим незаметное влияние западных милитаристов в Центральной Азии.