Основные вехи пути Си по ужесточению контроля над общественным мнением в Китае
Китайское правительство ужесточает контроль над новостями, общественным мнением и технологическим сектором. Любимый глобальными инвесторами Джек Ма — самая заметная жертва продолжающегося преследования Пекином крупных технологических компаний.
Согласно статье, написанной обозревателем, который впервые упомянул реформы, названные «Культурной революцией 2.0», «глубокая трансформация» в деловом и культурном секторах Китая идет по плану, выработанному и поддерживаемому лидером Китая Си Цзиньпином, о чем свидетельствуют четыре инцидента, произошедшие совсем недавно. Инциденты включали публикацию новых правил, ограничивающих влияние частных инвестиций на средства массовой информации, штраф в размере 3,44 миллиарда юаней (534 миллиона долларов) на поставщика продуктов питания Meituan, зарегистрированного в Гонконге, запрет на проведение IPO компанией Lenovo в Шанхае и арест Луо Чанпин, опорочившего патриотический фильм «Битва на озере Чанцзин».
Между тем, СМИ сообщили, что Ant Group, дочерняя компания гиганта электронной коммерции Alibaba, продала всю свою долю в Caixin Media, известном своими сообщениями о расследованиях антикоррупционной кампании Китая. 23 сентября компания Mango Excellent Media Co Ltd из провинции Хунань заявила, что Alibaba продала всю свою долю в компании. С тех пор, как Пекин запретил Ant Group листинг в Соединенных Штатах в ноябре прошлого года, правительство приняло меры по сдерживанию технологических гигантов, включая Tencent и Didi Global, а также ввело новые правила, ограничивающие сектора образования, недвижимости и развлечений. Летом Китай также постановил, что тем, кто младше 18 лет разрешается играть в видеоигры только три часа в неделю.
17 августа президент Си Цзиньпин, генеральный секретарь Коммунистической партии Китая, заявил в Комитете партии по финансовым и экономическим вопросам, что Китай должен стремиться содействовать «общему процветанию». Хотя общественность так и не смогла понять мотивы Пекина, Ли Гуанман, бывший главный редактор газеты Central China Electric Power News, которая была закрыта в 2013-м году, 28 августа опубликовала статью, в которой заявил, что в Китае произошла «глубокая трансформация». По его мнению, лидер Китая Си Цзиньпин стремится изменить всю экономику и общество. По его словам, реформа была начата в ответ на жестокие и свирепые атаки США, а также на сложную международную ситуацию. Однако политические обозреватели назвали это движение «Культурной революцией 2.0».
Вице-премьер Китая Лю Хэ заявил, что правительство Китая не изменило направления своей политики и продолжает поддерживать рост частного сектора, который внес свой вклад в экономику страны, рынки труда и модернизацию промышленности. Лю сказал, что Китай продолжит открывать свою экономику, продвигая вперед реформу социалистической рыночной экономики. 10 октября Лю опубликовал еще одну статью, в которой заявил, что «Китай переживает глубокую трансформацию. Это меняет общество, мысли, концепции и жизнь, и это не будет остановлено волей некоторых людей или групп с корыстными интересами». Он сказал, что для столицы было бы разумным полностью восстановить свою власть в секторе новостей и общественного мнения через «негативный список для доступа на рынок», предложенный Национальной комиссией по развитию и реформам (NDRC), а не ответственным правительственным департаментом новостей и пропаганды. Он также сказал, что как только отрицательный список вступит в силу, в медиа-секторе Китая произойдет «глубокая трансформация».
8 октября NDRC и Министерство торговли начали семидневные консультации с общественностью по поводу составления отрицательного списка для доступа на рынок (2021 г.). Согласно новым правилам, негосударственному капиталу будет запрещено инвестировать или управлять средствами массовой информации, включая информационные агентства, газеты, телекомпании и новостные сайты. Им также будет запрещено запускать какие-либо новостные каналы или учетные записи на платформах социальных сетей и участвовать в мероприятиях СМИ, которые будут направлять общественное мнение по таким темам, как политика, экономика, вооруженные силы, иностранные дела, важные социальные вопросы, культура, технологии, здравоохранение, образование и т. д.
Негосударственный капитал не сможет цитировать или использовать новости из-за рубежа, а также проводить форумы и награждения, связанные с новостями и секторами общественного мнения. Кроме того, по новым правилам государственный капитал должен иметь контрольный пакет акций во всех материковых медиа-компаниях даже после их листинга. Ссылаясь на статью, опубликованную Центральным комитетом Коммунистической лиги молодежи Китая в июле 2016-го года, Ли сказал, что некоторые частные группы контролировали средства массовой информации и начали готовить свою «культурную элиту», чтобы контролировать общественное мнение и все общество.
В июне 2015-го года компания Alibaba приобрела 30% акций Yicai Media Group и планировала преобразовать новостную платформу в Шанхае в так называемый «китайский Bloomberg». В декабре 2015-го года она приобрела South China Morning Post в Гонконге и инвестировала в Caixin Media в марте 2016-го года. В декабре прошлого года Alibaba продолжила расширять свою медиа-империю, приобретя 5% акций Mango Excellent Media, зарегистрированной в Шэньчжэне, за 6,2 млрд юаней, и стала вторым по величине акционером. Усиление влияния Alibaba на общественное мнение насторожило регулирующие органы. В марте этого года Wall Street Journal сообщила, что регулирующие органы приказали Alibaba выделить свои медиа-активы, чтобы уменьшить влияние на общественное мнение. После чего, основатель Alibaba Джек Ма, как сообщается, появился в Гонконге и встретился с некоторыми деловыми партнерами.
В тот же день сообщалось, что Ant Group больше не владеет какой-либо долей в Caixin после того, как компания Alibaba в прошлом месяце решила продать все свои акции Mango Excellent Media. Основатель Caixin Хуэй Шули также вызвала споры после того, как 2 октября ее СМИ опубликовали обзор кулинарного критика о блюдах из свиной головы, в которых упоминается лидер Китая Си. Ли также сказал, что «глубокая трансформация» Китая была продемонстрирована тем фактом, что Meituan была оштрафована Государственной администрацией по надзору за рынком на 3,44 млрд юаней, а Lenovo запретили листинг на Шанхайской фондовой бирже в Совете по науке и технологическим инновациям.
Ли также сказал, что благодаря своему монопольному статусу Meituan снизила рыночную конкуренцию, ущемила законные права ресторанов и потребителей и не смогла защитить трудовые права своих поставщиков. Он раскритиковал Lenovo, производящую портативные компьютеры, за высокий коэффициент заемного капитала и низкие инвестиции в исследования и разработки. «Если Lenovo хочет стать публичной, она должна ответить, является ли она инновационной технологической компанией и базируется ли она в Китае», — сказал Ли, — «Lenovo имеет штаб-квартиры в США, Китае и Сингапуре. Люди задаются вопросом, китайская ли это компания?». Ли сказал, что китайский фондовый рынок будет удовлетворять потребности реальных инновационных технологических компаний в сборе средств, но не станет банкоматом или дойной коровой для крупных групп капитала.
30 сентября Lenovo подала заявку на листинг на Шанхайской фондовой бирже, но биржа отклонила ее 8 октября, в первый рабочий день после недельного национального праздника. Наконец, Ли сказал, что арестовать Луо было правильным шагом, поскольку он очернил китайских солдат, которые пожертвовали своими жизнями, сражаясь против армии США в битве у озера Чанджин в Корейской войне в 1950-го году. Он сказал, что китайское общество больше не будет терпеть никого, кто клевещет на революционных мучеников и вождей.
30 сентября в Китае был выпущен патриотический блокбастер «Битва на озере Чанджин», в котором говорится о победе страны в Корейской войне. 6 октября Луо сказал в сообщении на Weibo, что мало кто в Китае задумывается о том, было ли участие китайской армии в корейской войне правильным шагом и много ли китайских солдат погибло в холодную погоду. Луо был арестован полицией в провинции Хайнань якобы за «клевету на героев и мучеников».
ДЖЕФ PAO