Рост вложений в реальный сектор. Белоусов внедряет сталинские методы
Несколько месяцев назад в свет вышла книга экс-министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки «Кристалл роста». Данное исследование анализирует экономику 1929-1955 гг. Тогда наша страна показывала самые высокие темпы роста экономики в мире на протяжении двадцати с лишним лет.
В начале книги опубликован список деятелей, которым принесена благодарность при подготовке исследования. Там среди прочих имеется фамилия первого вице-премьера Андрей Белоусова.
Если анализировать деятельность Белоусова, то можно увидеть, что первый вице-премьер внедряет ряд методов и практик сталинской экономики. Но, разумеется, в модернизированных и современных версиях. Рассмотрим это на примере Соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК).
О сути Соглашений о защите и поощрении капиталовложений мы рассказывали на нашем канале неоднократно. Однако теперь в формат СЗПК подготовлено и будет внедрено достаточно важное нововведение.
Все соглашения будут сопровождаться рядом финансово-банковских организаций. Это ВЭБ.РФ, Агентство инвестиционного развития (АИР), а также одним из 49 банков. Почему 49? Установлены критерии, согласно которым размер банковского капитала должен быть равен не менее 3 млрд рублей, а сама организация должна иметь кредитный рейтинг на уровне не менее А- (по российской шкале).
Финансово-банковские организации будут сопровождать процесс заключение СЗПК (то есть, давать свой первоначальный анализ), а также мониторить условия исполнения соглашений.
В общем, что мы видим. Белоусов, который разработал и внедрил СЗПК, подтягивает к реализации проектов банковские организации. Однако не для их финансирования, а для анализа проектов и мониторинга их реализации. То есть, Белоусов рассматривает банковский сектор (большая часть которого является государственным) не только как инструмент финансирования экономики, но и как исследовательские центры.
В 1929-1955 гг. банки также играли роль аналитических центров. За каждой отраслью был закреплен свой специализированный банк, который, наряду с министерствами, являлся ответственным за развитие отрасли.
Зачем это было нужно? Имелось устойчивое понимание того, что для анализа сектора недостаточно сил одних только министерств. Необходимо создавать несколько центров, которые как конкурировали бы между собой, так и дополняли бы друг друга. Однако реализовывали единую цель.
Сегодня в банковском секторе в виду объективных причин (в первую очередь, благодаря финансовой составляющей) сконцентрированы лучше специалисты страны. В ряде случаях в банках работают даже более квалифицированные кадры, чем в правительстве. Это и не удивительно, ведь зарплата в министерствах зачастую уступает зарплате в банках.
Именно поэтому необходимо использовать финансово-банковские организации не только как источник кредитов, но и как мозговые центры, способные дать проектам свежий взгляд, предложить новые инициативы и выдавать свой вердикт.
В настоящий момент возобновляется процесс заключения СЗПК, который тормозился с апреля этого года. В этом году предполагается заключить соглашений на 2 трлн рублей (около 100 соглашений СЗПК).
До 1 июня 2022 года процесс будет продолжать идти в бумажной форме (из-за чего была вызвана полугодовая задержка). Потом все это дело предполагается автоматизировать через ГИС «Капиталовложения». Каких-то видимых недостатков у СЗПК нет. Во всяком случае, мы пока что не можем их выделить. Возможно, со временем они проявятся, так как у любого проекта есть свои минусы, но к настоящему моменту очевидны только лишь плюсы.