Новое обострение в Азии. Премьер Японии поклонился японским солдатам Второй мировой
С юбилейным, сотым по счету, премьер-министром Японии явно не повезло. Фумио Кисида очевидно плохо усвоил школьные уроки истории. Надо, чтобы кто-то срочно ему напомнил, каким позором и трагедией закончилась в 1945 году предыдущая милитаризация Японии.
Не успев вступить в должность (а главой правительства он стал менее трех недель назад), г-н Кисида заявил о возможности нанесения превентивных ударов по военным базам «вероятного противника».
Следующим воинственным шагом премьера стало ритуальное подношение в синтоистское святилище – храм Ясукуни в Токио.
Храм этот разительно отличается от иных культовых сооружений религии синто, где принято поклоняться Богу. В Ясукуни поклоняются душам воинов, погибших за «великую Японию и императора».
Усердные японцы пересчитали всех таких погибших, начиная с гражданской войны 1867-1868 годов, и причислили их к лику святых.
«Святыми», в том числе, оказались 2 133 885 японских военнослужащих, погибших во Второй мировой войне. Ясукуни хранит памятные таблички с их именами. 14 таких табличек увековечили имена японских военных преступников, осужденных Международным военным трибуналом для Дальнего Востока («Токийский процесс» 3 мая 1946 года – 12 ноября 1948 года). С особым цинизмом в Ясукуни установлен памятник индийскому судье Радхабиноду Палу – единственному из всех членов Международного трибунала, высказавшемуся за полное оправдание обвиняемых.
Естественно, что храм Ясукуни считается главным символом японского милитаризма в Китае, подвергшемуся японской оккупации в первой половине XX века, в КНДР и Южной Корее, бывшими колониями Японии. И когда официальные лица Токио совершают демонстративные посещения Ясукуни, это всегда вызывает активное недовольство в соседних государствах.
В 2001 году, когда храм посетил тогдашний премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, КНР сделала официальное заявление, в котором сравнила такое паломничество с «отданием почестей нацистам, повешенным по приговору Нюрнбергского трибунала».
На нынешнюю выходку Фумио Кисиды жестко отреагировала Южная Корея. В заявлении официального представителя МИДа сказано: «Правительство Республики Корея выражает крайнее разочарование и сожаление в связи с тем, что представители японского руководства вновь направили подношения и посетили храм Ясукуни, который прославляет агрессивные войны прошлого и военных преступников». Сеул призвал Токио «признать свои ошибки и продемонстрировать искренность».
Возмутительно, что акции преклонения перед воинами, погибшими в совсем неправедных боях, регулярно и демонстративно совершаются высшими должностными лицами Японии – страны, которая после 1945 года взяла на себя обязательство перед всем человечеством, что с ее территории никогда не будет исходить угроза миру.