Набиуллина сама раскрутила инфляцию. А теперь повышает ставку
Сегодня Банк России принял достаточно неожиданное решение. Эксперты считали наиболее вероятным вариант повышение ключевой ставки на 0,25-0,5%. Однако ведомство Набиуллиной всех удивило: сразу на 0,75%. Теперь ключевая ставка у нас равна 7,5%. При этом Набиуллина не исключила, что в декабре уровень ключевой ставки может быть повышен еще на 1%.
В среднем в 2022 году ключевая ставка составит 7,3-8,3%.
Однако суть состоит в том, что именно Центробанк является одним из главных виновников нынешней инфляции, которая бьет рекорд и, судя по всему, побьет уровень в 8%.
Ключевым проинфляционном фактором Эльвира Набиуллина на своей пресс-конференции назвала давление со стороны спроса. Другими словами глава ЦБ указывает на тот факт, что спрос восстановился, однако динамика производства за ним не поспевает. Причем, по заявлению Набиуллиной, в этом «виновата» ситуация, сложившаяся на мировых рынках. А, именно, разрыв производственных цепочек. Например, нехватка комплектующих, сырья, узкие места в логистике и т.д. Набиуллина даже проиллюстрировала это ярким примером — ситуацией в автомобильной промышленности.
В части внешних условий проинфляционные риски также остаются. В первую очередь они связаны с ценами на энергоносители и другие сырьевые товары. Демпфирующие механизмы защищают внутренний рынок от колебаний мировых цен на сами ресурсы. Но удорожание производства зарубежных товаров может отразиться и на нашей инфляции. Например, это происходит, когда мы ввозим импортные станки, автомобили, произведенные за границей из подорожавших металлов.
В общем, Набиуллина сетует на то, что мы импортируем инфляцию при ввозе промышленных товаров. Это, действительно, так, хотя вклад импорта высокотехнологичных товаров в инфляцию не такая значительная как иные факторы, которые мы разбирали неоднократно.
Тем не менее остановимся на вышеописанном тезисе Набиуллиной. Кто виноват в том, что Россия до сих пор не способна производить огромное количество продукции машиностроения? К этому привела политика системных либералов, которая реализовывалась на протяжении десятилетий. И Набиуллина является одним из проводников подобной политики.
Набиуллина стала главой ЦБ восемь лет назад. Кто ей мешал за это время усилить кредитование реального сектора экономики, сделав упор на дешевое длинное финансирование проектов импортозамещения, проектов, направленных на экспорт и развитие высокотехнологичных отраслей.
Те успехи, которые мы имеем, связаны с работой правительства. В, частности, Минпромторга и Минсельхоза, а с 2020 года — также и с работой первого вице-премьера Андрея Белоусова. Но ресурсов у правительства крайне мало. Они практически ничего не могут сделать, если монетизация экономики составляет всего лишь 48% от ВВП.
А ведь Центробанк должен быть не просто регулятором, а институтом развития экономики. Только ЦБ имеет возможность выдавать ликвидность реальному сектору, без чего невозможно говорить о каком-то развитии.
За прошедшие восемь лет Центробанк не сделал ничего для реального сектора. Даже, наоборот, вредил ему, постоянно повышая ключевую ставку и сжимая и без того скудную денежную массу.
А теперь Набиуллина удивляется, почему у нас растут цены из-за ситуации на мировых рынках. Да потому что системные либералы десятилетиями реализовывали архаичную модель мирового разделения труда, при которой Россия должна продавать природные ресурсы, а на вырученные деньги закупать все остальное. К чему привела такая политика — прекрасно видно.
Поэтому рост ключевой ставки ни при каких обстоятельствах не может побороть инфляцию. Даже если ее значение будет 100%, не изменится совершенно ничего.
Сейчас же прекратить рост цен возможно. Для этого необходимо вводить таможенные пошлины, экспортные квоты, направлять субсидии в определенные отрасли экономики. Конечно, это не избавит нас от инфляции, но значительно снизит ее уровень.