ЦБ – независимость без границ

ЦБ – независимость без границ

В современных условиях наибольшую значимость приобретает консолидация всех сил и средств на преодолении серьезных проблем, возникших в развитии экономики и общества в целом. В свою очередь это требует максимально возможной координации и согласованности действий различных органов государственного управления. Определенные усилия в этом направлении предпринимаются.

Не случайно сегодня в качестве одного из приоритетов рассматривается необходимость совершенствования системы стратегического планирования, что напрямую связано с национальной безопасностью и перспективами развития страны. На объединение усилий направлены разработка национальных проектов стратегического развития и единый план достижения национальных целей развития России до 2030 года, а также новый список из 42 инициатив развития на этот период.

В то же время серьезной проблемой является отсутствие необходимой интеграции проводимой денежной кредитной политики с мерами по повышению эффективности государственного регулирования экономики. Конечно, определенная независимость центрального банка в рамках выполняемых им функций соответствует Федеральному закону от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ. Однако в настоящее время независимость действий ЦБ явно противоречит усилиям по преодолению проблем, возникших в экономике, и, по мнению многих экспертов, приобрела в определенной степени абсолютизированный характер.

Независимость от всего. От действий, направленных на ускорение развития страны, придание этому процессу стабильного характера. От реальных процессов в экономике, которые требуют серьезного анализа и переосмысления корректности, а также результативности используемых в сложившихся условиях инструментов денежно-кредитной политики. Сегодня независимые действия ЦБ построены на убеждении в том, что значительные темпы роста инфляции определяются возникшим дисбалансом между растущим потребительским спросом и недостаточным предложением товаров и услуг. Отсюда и тщетные попытки преодолеть рост цен с помощью монетарных инструментов.

Независимость ЦБ в данном случае игнорирует мнение значительного числа отечественных и зарубежных экспертов о том, что бороться необходимо с инфляцией издержек, ускорение которой во многом вызвано вынужденными локдаунами, приведшими к нарушению ранее сложившихся кооперационных и логистических связей, снижению уровня деловой активности и падению уровня доходов. Кроме того, на ускорение инфляции повлияли обострение ситуации в энергетической сфере, а также разнообразие применяемых отдельными странами санкционных ограничений.

В этих условиях политика последовательного ужесточения денежно-кредитной политики, которое подтверждает очередное существенное повышение 22 октября уровня учетной ставки, не только не решает проблему, но и способствует усилению спада в экономике. Сокращение темпов роста денежной массы, ограничение и удорожание доступа к заемным ресурсам способствуют ухудшению ситуации, как для производителей, так и для конечных потребителей товаров и услуг. Производители вынуждены наращивать цены, чтобы компенсировать увеличивающиеся издержки и стоимость кредитов, что в свою очередь ведёт к дальнейшему росту цен для конечного потребителя. Таким образом, действия ЦБ в данном случае приводят к замыканию этого порочного круга, препятствующего ускорению восстановления и развития экономики. Такова сегодня цена независимости принятия многих решений в сфере денежно-кредитной политики.

Проявилась и еще одна черта независимости центрального банка, которая ранее не наблюдалась. Традиционной на протяжении длительного периода времени была критика независимыми экспертами приверженности национального банка рекомендациям МВФ, которые зачастую носят догматический характер. И неожиданно, в рамках традиционных осенних встреч с МВФ, глава ЦБ заявила, что возглавляемое ей ведомство не будет синхронизировать свою денежно-кредитную политику с действиями центрального банка США и, что изменение политики ФРС не будет иметь никаких последствий для финансовой стабильности в России. Казалось бы, наконец, появился повод для гордости и радости за действия ЦБ.

Однако требуется более внимательно рассмотреть, что стоит за отказом от «синхронизации». Речь не идет о механике какого-либо процесса. Это вопрос построения, в данном случае, денежно-кредитной политики с учетом опыта работы центральных банков других стран. Особенно это практически значимо в условиях, когда кризис в экономике и его последствия затронули подавляющую часть стран-членов мирового сообщества. Поэтому подчеркнутая независимость от этого опыта чревата дополнительными негативными последствиями, которые могут ухудшить ситуацию, сложившуюся к концу текущего года в экономике.

В работе ЦБ зарубежный опыт всегда использовался в таких направлениях его деятельности, как банковский надзор и регулирование, проведение экономического анализа и многих других. Это нормальная и оправдавшая себя практика. Поэтому подчеркнутое позиционирование отказа от синхронизации призвано, похоже, дополнительно оградить последовательное ужесточение денежно-кредитной политики, несмотря на имеющиеся негативные результаты, от необходимости критического переосмысления действий, предпринимаемых с завидным упорством.

Особое «восхищение» вызывает независимость многочисленных суждений ЦБ о роли населения страны, как одной из первопричин продолжающегося ускорения темпов инфляции. Аналитики центрального банка постоянно совершенствуют свое мастерство в этой области. Так, на первом этапе пандемии среди основных причин рассматривался вынужденный отказ граждан от выезда за границу. В результате чего, согласно позиции ЦБ, поток накопленных средств устремился на внутренний рынок товаров и услуг, вызвав значительный рост цен.

Но совершенству нет предела. Аналитиками центрального банка постоянно отмечается рост доходов населения как локомотива увеличения спроса и соответственно темпов инфляции. Истинным шедевром в этой части стало недавнее заявление главы ЦБ о том, что «повышенные инфляционные ожидания в последние месяцы приводят к повышению темпов роста зарплат в России».

Гениально. Как просто можно решить все проблемы роста доходов населения. Увеличивай свои инфляционные ожидания и сразу вырастет зарплата, а за ней и доходы. Удручает в этой связи то, что данная рекомендация своевременно не была доведена до пенсионеров, уровень реальной начисленной пенсии которых сокращается из года в год.

Проблема, как оказывается, решается очень просто. Повышай уровень финансовой грамотности, стимулируй рост инфляционных ожиданий пенсионеров, для которых это особо актуально, и все. Не надо тратиться на единовременные выплаты и в очередной раз обещать повышение пенсий. Какие же возможности при таком подходе появляются для семей с детьми. Просто дух захватывает. Вот каких высот познания можно достичь в рамках и вследствие независимости ЦБ от многих реальных процессов.

Проблема только в том, что по оценке того же Минэкономразвития, реальные располагаемые доходы россиян по итогам 2021 года так и не восстановятся до докризисного уровня. Не помогают инфляционные ожидания. По мнению ряда аналитиков, несколько исправить ситуацию могут меры соцподдержки и улучшение инвестиционного климата. Да еще и Росстат, который решил усовершенствовать методы оценки финансового положения россиян и считать бедных по-новому.

Оказывается, меры соцзащиты делают бедных богаче. Посчитал по новому, и доходов стало больше, а бедных — соответственно меньше. Так что ЦБ в независимости своих суждений и действий не одинок.