Должны ли граждане выбирать губернаторов? Наш ответ понравится не всем
В середине осени традиционно начался ежегодный «губернаторопад». Свои должности покинули Владимир Сипягин (Владимирская область), Дмитрий Миронов (Ярославская область), Александр Никитин (Тамбовская область). Скорее всего, на это чреда «губарнаторопадов» не завершится.
Это означает, что в следующем году в этих регионах пройдут губернаторские выборы.
Как помним, в 2004 году выборы губернаторов были отменены и возрождены спустя 8 лет — в 2012 году.
Решение 2004 года было абсолютно правильным. Тогда было необходимо зачистить местных «князьков», которые творили в своих регионах все, что хотели, вне зависимости от курса федерального центра. Это грозило стране потерей управляемости. Как только этот пережиток 90-х годов был преодолен, прямые выборы губернаторов вернулись практически во всех субъектах России.
Сейчас мы можем кратко проанализировать: нужны ли вообще губернаторские выборы? Имеют ли граждане реальную возможность делать объективный выбор?
В целом выборы являются импортированным извне инструментом. Это не наша русская традиция. Именно поэтому они приживаются очень плохо. В ряде иных государств выборы являются эффективным инструментом государственного управления, но такая либерально-демократическая система противоестественна для таких цивилизационных государств, как Россия, Китай, Иран и т.д.
Если мы говорим о федеральном уровне, то здесь однозначно выборная система не является эффективной. Народ становится объектом манипуляций различных политических группировок. При этом эти же самые группировки аффилированы с бизнес-элитой. Абсолютная «свобода» (в западном понимании) выборов, когда каждому можно говорить что угодно и вести такую агитационную кампанию, какую хочет, приводит к хаосу. Это мы прекрасно видели на примере девяностых годов, когда КАЖДАЯ партия имела финансирование либо от олигархов, либо от банды Ельцина, либо от Запада. А, зачастую, ото всех сразу. К счастью, Путин эту либеральную вольницу прикрыл.
Однако, что касается местного уровня, то здесь гражданам необходимо дать максимально возможную свободу самоуправления. Никакой чиновник из Кремля или даже из региональной власти не знает, что нужно жителям того или иного населенного пункта или, даже, дома. Проводимая Москвой централизация, абсолютно правильная по своей сути, увы, имеет и негативные стороны. И местные органы самоуправления зачастую не имеют столь необходимых им полномочий, чтобы решить актуальные для местных жителей проблемы.
Между этими двумя уровнями (федеральная и местная власть) находится власть региональная. В первую очередь, это губернаторы.
И вот здесь нет однозначного ответа, какая система является более эффективной: назначение или прямые выборы. Дополнительной трудности придает тот факт, что наша страна слишком большая, и универсальной модели для всех регионов (которые могут быть абсолютно разными по уровню социально-экономического и территориального развития) найти сложно.
Основная проблема заключается в том, что главной функцией губернатора является именно управление регионом. Он не должен играть политику. А, значит, может не быть ярким оратором и, однозначно, не должен быть популистом. Но именно выборы регионального уровня зачастую используются различными политическими силами для набора именно политических очков.
С другой стороны, губернатор должен пользоваться абсолютным доверием населения на вверенной ему территории. Без постоянного диалога с гражданами на региональном уровне невозможно выстроить эффективную работу. А лучший показатель и барометр доверия — это выборы.
Вот мы и попадаем в вилку: рисковать губернаторами федеральная власть не может, но если его не принимает население, то это грозит появлением больших социальных проблем.
В качестве примера приведем Владимирскую область, Хакасию, Хабаровский край. Там несколько лет назад в результате протестного голосования победили представители КПРФ и ЛДПР. Но суть заключается в том, что голосование было именно протестным, а те формальные кандидаты, которые шли от коммунистов и жириновцев, неожиданно стали губернаторами. И сами тому не обрадовались, потому были лишены управленческих навыков и понятия не имели то, как выстроить эффективную работу. В результате для федерального центра образовалась головная боль: плюнуть на регионы нельзя, а качественно управлять ими некому.
Поэтому мы бы предложили следующий механизм ротации губернаторского корпуса. Федеральный центр назначает губернатора по своему усмотрению. Раз в два года в регионах проводятся референдумы о доверии губернатору. В том случае, если губернатору доверяют менее 2/3 граждан, федеральный центр назначает иного представителя в консультации с законодательным собранием субъекта.