Фомин-Нилов: «Беларусь и Россия пережили взрыв в историко-культурной области»
2 апреля 2021 г. состоялось торжественное собрание «Союзное государство: открывая новые возможности», приуроченном ко Дню единения народов Беларуси и России. На организованной Постоянным комитетом Союзного государства площадке встретились государственные управленцы, дипломаты, ученые и общественные деятели двух стран. Выступление ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Дениса Фомина-Нилова было посвящено проблемам общей исторической памяти. Публикуем стенограмму выступления.
Отмечая 25 лет Союзному государству, мы должны помнить, что 30 лет назад все наше общество пережило глобальный «атомный взрыв» в области историко-культурного пространства. Достаточно монолитная страна и монолитное советское общество было разрушено этим взрывом. Как после любого «атомного взрыва» поднялась пыль, появилось много-много маленьких атомов, и наши общества, и в Беларуси, и в России, очень сильно атомизировались. У нас появились монархисты, анархисты, сторонники возрождения имперских традиций, сторонники чего-то инновационного и неизведанного. Спектр очень широкий и исчисляется тысячами этих атомов.
Буквально сразу после этого «взрыва» со стороны Запада началась мощная идеологическая и историко-культурная «бомбардировка» с желанием максимально перекроить все эти атомы нашего общества под определенные заряды, евроатлантические подходы и так далее.
Эти процессы продолжаются и даже нарастают, это отражается и в идеологическом воспитании. Я говорю именно о воспитании, потому что это шире, чем образование. Мы понимаем, что историческое воспитание начинается буквально с рождения ребенка и продолжается в детском саду, при посещении музеев, скверов, парков. Через те же мультфильмы ребенок получает определенный «заряд» и относит себя к тому или иному сообществу.
В нашей стране, России, эта проблема была обозначена еще в 2000 году Владимиром Путиным, который выступил за то, чтобы навести порядок, консолидировать общество, вырабатывать единые подходы к историко-культурному воспитанию и образованию в науке. В итоге к 2014 году наше профессиональное сообщество историков в России, авторы учебников, методисты, учителя истории, смогли сформировать историко-культурный стандарт и начать формировать ядро, которое стабилизировало наше социально-политическое пространство.
Однако с Беларусью у нас, к сожалению, этого так и не произошло. Мы постоянно говорим про единые подходы в экономике, продолжая транслировать эту ЕС-овскую историю про то, что главное – экономика, а все остальное вторично. Хотя мы уже сейчас видим, что это и в ЕС не работает.
Мы говорим про единое научно-техническое пространство, но вообще стараемся не говорить про единое историко-культурное пространство, и это проблема.
Проблема в том числе и для меня, например, как ректора-историка. Мы говорим про признание ЦТ [Центральное тестирование в Беларуси — прим. ред.] и ЕГЭ [Единый государственный экзамен в России — прим. ред.]. Но насколько мы уверены, что знания общие? Мы хотели бы принять ребят из Беларуси с ЦТ по истории, но нам придется потом долго, 2-3 года как минимум, рассказывать про базовые общие сюжеты, которые просто выпали.
Например, про 1812 год (что это не «война белого царя с Наполеоном», а действительно Отечественная война белорусского народа и русского народа). И даже про Великую Отечественную войну – нам придется повторно пересказывать историю контрнаступления под Москвой, про Сталинград и так далее.
Я выступаю за то, чтобы мы говорили не только про науку и технологии, не только про экономику, но все-таки не забывали про историко-культурную составляющую, которая является основой для любого человека, любого общества и любого государства.
Подробнее об этом можно почитать в нашей совместной статье с Вячеславом Даниловичем (тогда он был директором Института истории НАН Беларуси, а сейчас работает на другой позиции), которая посвящена вопросам исторического воспитания и исторического образования в Союзном государстве и была издана в журнале «Евразия.Эксперт» .