Ближний Восток и инфляция в США

Ближний Восток и инфляция в США

Многие не знают, что это за мужик на фотографии — а между тем, сегодня он является одним из влиятельнейших людей мира.

Впрочем, об основателе социальной сети Твиттер Джеке Дорси мы поговорим чуть позже, а пока немного пробежимся по недавним событиям и начнем со стальных фаберже Эрдогана.
Итак, история недельной давности с письмом десяти послов мировых держав в защиту соросенка Османа Кавалы получила логическое продолжение — в субботу султан поручил главе МИД Турции Мевлюту Чавушоглу объявить этих послов персонами нон грата.

Под замес попали не только такие мощные во всех смыслах страны, как Дания, Нидерланды и Швеция, но и будут высланы послы Франции, Германии и Соединенных пока Штатов.
Всего три дня прошло с этого анонса султана в Анголе (куда он отправился продавать свои «Байрактары»), а уже столько событий — и тут самое время кое-что объяснить некоторым комментаторам, глаголящим нечто в духе «Турция страна НАТО, Эрдоган просто не осмелится!». Как видим, осмелился — а выслать посла США, это, скажу начистоту, поступок настоящего джигита.

Но Ближний Восток не ограничивается турками и прочими сирийцами. Вот вроде совсем недавно янки в ударном темпе покидали Афганистан, вывозя оттуда не только своих граждан, но и сторонников. Двух месяцев не прошло, как эта операция по успешному драпу завершилась — и в Вашингтоне очень надеялись, что вал новых событий просто смоет этот факт вселенского позора в небытие.
Не тут-то было. Афганистан снова всплыл в американских СМИ, но теперь совсем уже в неприглядном свете — оказалось, что там до сих пор остаются не менее 363 граждан США.

В сентябре администрация Байдена оценивала эту цифру не более чем в сотню человек — и вот выяснилось, что администрация врала прямо в глаза своему народу. Что характерно, обнародовал это безобразие самый что ни на есть либерально-демократический телеканал CNN — судя по всему, в Белом доме знали о реальном положении дел, но предпочли замалчивать информацию про такое количество потенциальных заложников в руках талибов.
Теперь в Вашингтоне разворачивается по этому поводу новый скандал, ибо он подрывает саму убежденность американцев, что их страна сделает все возможное, чтобы в случае чего вытащить своих граждан из любой ситуации — а это мощнейший удар по идеологии, без которой Америка очень быстро сдуется до заурядной региональной державы. Да, пока еще богатой, но по своим реальным возможностям именно региональной — тот же Госдепартамент сегодня просто потерялся в пространстве и времени, пытаясь выяснить, сколько необходимо чартерных рейсов в Кабул, чтобы вывезти всех оставшихся.

Задача действительно нетривиальна — необходимо через третьи страны организовать каналы информирования о времени и месте сбора отставших от улетевшего американского поезда, потом организовать (опять же через третьи страны) вывозные рейсы, оплатить это все пока неизвестно кому и надеяться, что все пройдет как по маслу.
Напомню, что американское посольство возглавляло этот славный драп, поэтому у Госдепа не осталось прямой связи с нынешней властью в Кабуле — а даже если бы такая связь и была, талибы так нежно «любят» Америку, что шансы на прямые договоренности равнялись бы нолю.

Ну и теперь пора вернуться обратно за Большую Лужу, поскольку там истекшая неделя тоже была весьма яркой.

Во-первых, Джо Байден намерен собрать капитанов американского бизнеса, чтобы обсудить с ними возможность дефолта Соединенных пока Штатов. Акулы капитализма будут обсуждать, что делать с эти пассивом в виде государства, ибо ноша оказалась слишком уж велика — и речь сейчас не только о долгах.
По расчетам, к 2040 году совокупные выплаты по процентам долга, программе «Обамакейр» и социальным пособиям сравняются с бюджетом США. Они уже сегодня имеют половину бюджета, причем имеют в каких угодно смыслах — и если резко не нарастить потребление населения, то 2040 год может наступить уже через пару-тройку лет.

И тут самое время вспомнить, что писал Bloomberg Businessweek в начале этого года об экономике Соединенных пока Штатов: «Это экономика мемов». Иначе говоря, когда вы имеете экономику услуг, которая схлопывается при любом кризисе первой, то для вас опасен любой неосторожный чих — а услуги в Америке сегодня занимают долю в 85-87%. И уж точно для такой экономики инфляция является злом, ибо она снижает потребление и, следовательно, убивает сам смысл такой экономики.
Простой пример. Еще месяц назад мы вскользь обсуждали цены на бензин в США — тогда цена в три доллара за галлон казалась невероятной. Сегодня в США очень трудно найти цены ниже четырех долларов за галлон, а в Калифорнии, Неваде и на Гавайях она вплотную приблизилась к пяти баксам.

Во-вторых, республиканцы еще в начале лета предупреждали, что эта самая инфляция начала превышать все разумные пределы — за первые полгода потребительская инфляция по всем группам товаров составила от 5% до 12%. Промышленная инфляция держится на более высоком уровне, от 20% и выше — потом она неминуемо перетечет в потребительскую, что опять повлияет на уровень потребления — и тут самое время наконец-то пояснить, при чем тут мужик с бородой в самом начале.

Основатель Twitter Джек Дорси опубликовал загадочное предупреждение о том, что «гиперинфляция» «изменит все»: «это скоро произойдет в США, а значит, и во всем мире».
Дорси как раз из акул капитализма и он будет на совещании у Байдена — и если представить, что подобное настроение сегодня царит у всех остальных акул, то дедушку Джо ждет весьма трудное и неприятное мероприятие.

По состоянию на 2018 год, как в свое время писал The Economist, было зафиксировано 57 случаев безудержной гиперинфляции — первая произошла в 1795-1796 годах в революционной Франции, самый убойный вариант гиперка был зафиксирован в Зимбабве, а самый последний случай — это Венесуэла.
И вот теперь сия злая судьбина настигла цитадель демократии и обитель Света. Да, это пока еще не гиперок, но избежать его уже невозможно — ревущий во всю мощь печатный станок подстегивает инфляцию, а раздача «вертолетных» денег страждущим хлеба, колы и зрелищ разваливает рынок труда на корню. Ситуация, при которой сидеть на пособие по безработице стало выгодней, чем работать — это, скажу я вам, тот еще квест для американских властей.

В-третьих, после выборов дедушке стало явно хуже, чем было до них — оказалось, что он не может отказаться от экономической и внешней политики Трампа. Да, в частностях дедушка оказался «добрее», особенно на первых порах — но теперь тот же миграционный кризис на южных границах Америки заставляет рейнджеров разгонять плетьми толпу желающих попасть в благословенную Америку.
При этом прорывы мелкими группами по 10-12 тысяч человек уже не считаются чем-то из ряда вон, ибо речь идет о сотнях тысяч новых потенциальных избирателей Демократической партии США — а они, как сами понимаете, скоро будут на вес золота. 2022 год и промежуточные выборы на носу, на кону весь Конгресс США.

Не впустить их — республиканцы разгромят демократов. Впустить — нагрузка на этот вселенский собес снова вырастет, ибо те же двадцать тысяч вывезенных афганцев сегодня получают пособие по 2,5 тысячи долларов — а чем сальвадорцы и прочие гондурасы хуже?

Да, Америка — это страна мигрантов. Но то, что сделало ее великой в прошлом, в настоящем уже не работает. Мало того, администрация Белого дома сегодня вынуждена реагировать на вещи, которыми не занимался ни один президент США до дедушки Джо — к примеру, Байден был вынужден создать комиссию по преодолению кризиса в поставках. Это тоже произошло на минувшей неделе и, по всем оценкам, процесс нормализации товаропотоков из Юго-Восточной Азии в США займет от полугода и более — а все это время мы будем с умилением разглядывать пустые полки в американских супермаркетах.

Но даже если вот прямо завтра все заработает, как часы, никак не спасает от инфляции. Здесь у США начался самый настоящий системный кризис, при котором старые инструменты работать перестали, а новых еще не придумали.
Но мы-то верим, что американцы обязательно справятся. Говорят, что только первый дефолт очень больной, а к остальным быстро привыкаешь — так вот, у Америки он будет уже девятым.

Так что в добрый путь, США! В святые девяностые!