Реквием по «Пиранье». Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал «лебединой песней» сверхсекретной подводной лодки

Реквием по "Пиранье". Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал "лебединой песней" сверхсекретной подводной лодки.

В ноябре 1998 года на экраны страны, заполоненные иностранным продуктом, вышел знаменитый фильм Александра Рогожкина «Особенности национальной рыбалки». Эта простая и незатейливая комедия, где герои много пьют, сливаются с природой и постоянно попадают в разные комические ситуации вызвала довольно широкий резонанс. Картина полюбилась зрителю, в том числе и за эпизоды, где группа героев пыталась выкрасть с территории Финляндии несколько ящиков крепкого алкоголя, используя для этих целей миниатюрную подводную лодку. Симпатичный егерь Кузьмич назвал её тогда «сверхсекретной», и он не врал.

Реквием по "Пиранье". Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал "лебединой песней" сверхсекретной подводной лодки.

То, что сверхсекретная лодка проекта 865 «Пиранья», предназначенная для боевых пловцов, попала тогда на широкие экраны, стало отражением одной из больших трагедий нашего флота, которые в ходе девяностых слились в сплошную череду. В составе флота этот весьма совершенный аппарат не пробыл и десятилетия.

Реквием по "Пиранье". Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал "лебединой песней" сверхсекретной подводной лодки.

Мини-субмарины довольно ярко проявили себя ещё в годы Второй Мировой. Обычно они несли оружие, которое было пострашнее мин и торпед. Подводные диверсанты, в ходе 2МВ, провели целый ряд блестящих боевых операций, из тех что не под силу было исполнить флоту и даже вездесущей авиации. Достаточно вспомнить британских коммандос, едва не потопивших знаменитый «карманный» линкор «Тирпиц» и отправивших на дно тяжелый японский крейсер типа «Такао», в ходе сражения в заливе Лейте, в Филиппинском море, в октябре 1944 года.

Реквием по "Пиранье". Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал "лебединой песней" сверхсекретной подводной лодки.

Итальянская армия не снискала славы на полях сражений, зато её боевые пловцы, не без помощи мини-подлодок «Майале», типа «человекоторпеды», достигли самых выдающихся результатов. В декабре 1941 года, в порту египетской Александрии, они нанесли тяжелейшие повреждения двум заслуженным линкорам Королевского флота Великобритании: HMS Queen Elizabeth и HMS Valiant. «Королева Елизавета» тогда вышла из строя почти до самого конца войны, а «Вэлиент» смог принять участие в боевых действиях только через два года после лихой атаки итальянских «поросят» (Майале — поросёнок ит.).

Читайте ещё: «Они способны держать под прицелом любую европейскую столицу». Как подводная лодка «Варшавянка» обрела второе дыхание в Сирии.

Реквием по "Пиранье". Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал "лебединой песней" сверхсекретной подводной лодки.

Советские мини-лодки во время войны были не столь миниатюрными, но тоже достигли определенных успехов. Эта тема вообще не особо развивалась в отечественных «подводных» бюро, ни в Ленинграде, ни в Горьком (нынешнем Нижнем Новгороде). Зато когда Родина сказала «надо!», наши конструкторы ответили «есть!» и выдали «на-гора» один из совершеннейших миниатюрных подводных аппаратов того времени, лодку «Пиранья», проекта 865. Эта мини-лодка, имевшая габариты и водоизмещение малого торпедного катера, принимала на борт шесть подводных диверсантов, с полным комплектом водолазного оборудования и спецоружия. Благодаря особой конструкции и титановым элементам корпуса, она могла нырять на глубину до 200 метров и практически бесшумно прокрадываться к гаваням и военным базам вражеских флотов. В 1986 году лодку приняли на вооружение, а уже через четыре года её экипажу пришлось устраивать настоящий побег с базы Лиепая, которая отошла независимой Латвии. Но и это не помогло…

Реквием по "Пиранье". Как знаменитый фильм Александра Рогожкина стал "лебединой песней" сверхсекретной подводной лодки.

Когда режиссёр Александр Рогожкин вышел на командование Балтийского флота, с просьбой об участии «Пираньи» в съёмках, лодка уже давно стояла у причальной стенки в Кронштадте, готовясь к утилизации. Как писали тогда бульварные издания, режиссеру немало пришлось выпить с адмиралами, чтобы получить в картину такого необычного и трагического механического героя. Внутренний отсек лодки в кино — декорация, достроенная в павильоне. Но все натурные съёмки — это самая настоящая сверхсекретная «Пиранья», жить которой оставалось меньше года. Лодка и впрямь идеально подходила для контрабандистов. Недаром на неё положил глаз знаменитый колубийский делец Пабло Эскобар. Так Александр Рогожкин, возможно сам того не желая, смог буквально несколькими чертами отобразить тот бардак и ужас, который творился с нашим военным флотом, вплоть до середины «нулевых». Его фильм стал своеобразным реквиемом этому технологически совершенному военному проекту. Теперь и сам режиссёр покинул этот мир, обогатив летопись «лихого времени» несколькими фильмами, вызывавшими улыбку в ту совсем невесёлую эпоху. Можно как угодно относится к его «Разбитым фонарям», «Кукушке», или «Особенностям..», но они были редким светлым пятном на фоне тотальной чернухи, хотя и содержали ряд совсем невеселых моментов. Покойтесь с миром, Александр Владимирович!